Сущность метода полного распределения (полного поглощения) затрат и метода предельной стоимости

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках

Влияние объемов производства и продаж продукции на общую прибыльность организации

Тема 12. Использование учета затрат для целей управления предприятием

Управленческий персонал в любой организации, независимо от того, какую продукцию эта организация производит, будет заинтересован в увеличении общей прибыльности.

Рассмотрим прогнозируемый отчет о прибылях и убытках по производству двух видов продукции.

Статьи А Б Всего
Выручка      
Переменные: • прямые материальные • прямые трудовые • производственные накладные 4000 5000 1000 3000 6000 800 7000 11000 1800
Постоянные: • прямые постоянные • прочие постоянные (накладные затраты) 500 2500 700 3000 1200 5500
Финансовый результат (1000) убыток    

Данные отчета о прибылях и убытках свидетельствуют о том, что предприятию производство продукции А невыгодно, так как оно убыточно. Таким образом, управленческий персонал может принять решение о прекращении производства убыточного продукта А.

Статьи А Б Всего
Выручка    
Переменные: • прямые материальные • прямые трудовые • производственные накладные — — — 3000 6000 800 3000 6000 800
Постоянные: • прямые постоянные • прочие постоянные (накладные затраты) — 2500 700 3000 700 5500
Финансовый результат (2500)    

Решение о прекращении производства продукции А невыгодно, так как в этом случае организация теряет выручку, а все постоянные накладные затраты должны покрываться за счет продажи только одного оставшегося в производстве продукта Б.

До этого рассматривались ситуации, при которых объемы производства и продаж были равны. Примем во внимание ситуацию, при которой произведено одно количество продукции, а продано другое.

Статьи Х У Всего
Объем производства (ед.)      
Объем продаж (ед.) 66,7 66,7  
Выручка (руб.)      
Переменные затраты (руб./ед)      
Постоянные затраты (руб.)      
Итого затрат (руб.)      
С/с проданной продукции (руб.) 1250: 100×66,7 = 833 2500: 100×66,7 = 1667  
С/с непроданной продукции (руб.) 1250: 100×(100 - 66,7) = 417 2500:100×(100 - 66,7) = 833  
Финансовый результат (руб.) 1000 - 833=167 2000 -1667 = 333  

Таким образом, организация получила прибыль 500 руб., хотя этого не должно было быть. Это связано с тем, что часть затрат была отнесена на непроданную продукцию и поэтому участия в формировании финансового результата отчетного периода не принимала. Эта часть затрат представляет собой аккумулированные активы и они будут участвовать в формировании финансового результата того отчетного периода, в котором эта продукция была продана.

Любому предприятию необходимо сопоставлять доходы и расходы. Вместе с тем расходы в большей степени зависят от деятельности предприятия, а доходы сопряжены с конъюнктурой рынка и зависят от влияния спроса и предложения.

Допустим, организация предполагает производить и продавать 100 единиц продукции. Цена единицы продукции — 100 руб. Переменные затраты — 30 руб. за единицу. Постоянные затраты — 5000 руб.

Из-за резкого снижения спроса на продукцию организацию ожидает необходимость продать 60 единиц продукции.

Что выгоднее, 100 единиц продукции производить и 60 — продавать или 60 единиц производить и 60 — продавать?

Статьи    
Объем производства (ед.)    
Объем продаж (ед.)    
Остатки непроданной продукции (ед.)  
Выручка от продаж (руб.) 100×60 = 6000  
Переменные затраты (руб./ед.) 60×30 = 1800  
Постоянные затраты (руб.)    
Итого затрат (руб.)    
С/с ед. продукции (руб.) 6800:60 = 113,3  
С/с проданной продукции (руб.) 113,3×60 = 6800 80×60 = 4800
С/с непроданной продукции (руб.) 80×40 = 3200
Финансовый результат (руб.) 6000 - 6800 = (800) 6000 - 4800 = 1200

Этот метод аккумулирования расходов в мировой практике получил название метода полного распределения затрат (метода поглощения).

В отечественной практике бухгалтерского учета данный метод известен как система учета полных затрат в калькуляционном аспекте, как вариант калькулирования полной себестоимости. Смысл подхода заключается в том, что в себестоимость включаются все затраты переменные и постоянные (производственные и непроизводственные), а затем эти затраты распределяются между проданной продукцией в отчетном периоде и продукцией непроданной в отчетном периоде.

Этому методу существует альтернатива. Рассмотрим данный вариант.

Статьи А
Объем производства (ед.)  
Объем продаж (ед.)  
Остатки непроданной продукции (ед.)  
Выручка (руб.) 100×60 = 6000
Переменные затраты (руб.) 30×100 = 3000
Итого затрат (руб.)  
С/с ед. продукции (руб.) 3000:100 = 30
С/с проданной продукции (руб.) 30×60 = 1800
С\с непроданной продукции (руб.) 40×30 = 1200
Маржинальная прибыль (руб.) 6000 – 1800 = 4200
Постоянные затраты (руб.)  
Финансовый результат (руб.) (800)

Этот метод в мировой практике известен как метод предельной себестоимости. Он связан с включением в себестоимость только переменной части затрат. Постоянные затраты в этом случае покрываются общей суммой за счет маржинальной прибыли, и, таким образом, не распределяются между объемами произведенной и проданной продукции. В отечественном бухгалтерском учете этот метод известен как система учета переменных затрат, а в смысле калькулирования ассоциируется с калькулированием сокращенной производственной себестоимости.

Производственные расчеты показывают, что в результате применения метода предельной стоимости может быть получен убыток 800 руб., т.е. точно такой же, как и в альтернативном варианте исчисления себестоимости при снижении объема производства до уровня возможных продаж.

Таким образом, в результате производство продукции, равной по объему продажам, а также при производстве объема большего, чем объем продаж, можно получить один и тот же финансовый результат, применяя различные методы распределения затрат.

В любом случае действует общее правило: при росте объемов производства будут расти расходы и одновременно с этим остатки непроданной продукции.

Управленческий персонал будет стремиться к снижению, при условии сокращения спроса на продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: