Российский опыт управления качеством. Европейские подходы к управлению качеством

Европейские подходы к управлению качеством.

Методика, предложенная Европейским фондом управления качеством ЕFQМ (European Foundation for Quality Management), предлагает структурированное множество критериев управления качеством, которые могут эффективно применяться для совершенствования деятельности любой компании или ее подразделения. Одной из основных задач ЕFQМ является содействие компаниям в совершенствовании их деятельности.

Методика ЕFQМ представляет собой гибкую структуру, которая может быть реализована различными способами. Главное, чтобы используемый метод опирался на основные положения модели ЕFQМ.

-В центре внимания - клиент

-Сотрудничество с поставщиками

-Повышение квалификации и участия персонала

-Процессы и факты

-Непрерывное совершенствование и новаторство

-Руководство и последовательность в достижении целей

-Взаимная ответственность

-Распределение результатов

Реализация перечисленных положений достигаются посредством эффективного Руководства, осуществляемого в отношении Политики и Стратегии, Кадровой Политики, Ресурсов и Процессов, и приводящего в конечном счете к Достижению Результатов. Каждый из девяти элементов, лежащих в основе модели ЕFQМ, представляет собой критерий, который можно использовать для оценивания прогресса, достигнутого компанией на пути развития бизнеса.

1. Система БИП (бездефектное изготовление продукции) была реализована в 1955 году на Саратовском авиационном заводе.

Данная система представляла комплекс взаимосвязанных, организационных, экономических, воспитательных мероприятий, которые создавали благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. В ее основу были положены следующие принципы:

- полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;

- строгое соблюдение технологической дисциплины;

- полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;

- сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

Порядок предъявления продукции ОТК регламентировался рядом документов, в частности «Инструкцией», составленной ОТК и утвержденной директором предприятия, которая

Главной особенностью и новизной системы БИП стало то, что она позволила проводить количественную оценку качества труда каждого исполнителя, коллективов подразделений и на этой основе производить моральное и материальное стимулирование. Оценка качества труда отдельных исполнителей производилось на основе показателя сдачи продукции ОТК с первого предъявления.

Критерий количественной оценки качества труда позволял развернуть социалистическое соревнование, применять такие моральные стимулы, как присвоение звания «Отличник качества», «Мастер - золотые руки» и др.

2. Система СБТ (система бездефектного труда) - Львовской области был разработан так называемый «Львовский вариант саратовской системы».

В СБТ основным показателем качества труда являлся «коэффициент качества труда». Эффективность труда работников оценивалась ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принималась за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, нарушение установленной технологии, выдача неправильной информации и т.п.), классифицировались и каждому из них соответствовал заранее установленный и доведенный до исполнителя коэффициент снижения. Оценка качества труда производилась уменьшением исходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэффициентов снижения за допущенные дефекты в работе.

Система бездефектного труда реализовывалась не только на промышленных предприятиях, но и в НИИ, конструкторских и проектных организациях, на транспорте, в сельском хозяйстве, предприятиях бытового обслуживания и др.

3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) считается примером научного подхода к управлению качеством. Она была создана в 1958 г. на предприятиях Горьковской. Система КАНАРСПИ – была нацелена на то, чтобы уже в процессе проектирования и технологической подготовки производства обеспечить изготовление надежных и высококачественных изделий. Такой подход требовал особого внимания к конструкторской и технологической документации, обязательному проведению испытаний новых образцов изделий, совершенствованию конструкции, технологии, установлению творческих связей науки с производством, анализу возможностей и особенностей производства.

Работа по улучшению качества изделий в данной системе не заканчивалась запуском их в серийное производство. Информация о работе изделий в различных эксплуатационных условиях помогала вносить различные изменения в их конструкцию, повышать их надежность, качество. Сбором, анализом и обобщением этой информации занимались созданные на предприятиях специальные службы надежности. Они совместно с другими специализированными службами предприятий участвовали в выработке организационно-технических мероприятий по улучшению качества продукции.

Система КАНАРСПИ применялась на многих предприятиях различных отраслей промышленности, в результате чего значительно сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества, возросла надежность, увеличился ресурс изделий.

4. Система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса)

Основным планируемым показателем в системе был выбран моторесурс двигателя. Эта система обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. В ее основе лежало планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями.

Внедрение системы НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей, существенно увеличить моторесурс двигателей. Инициатива Ярославского завода по повышению моторесурса была одобрена, а опыт завода был рекомендован для распространения на машиностроительных предприятиях.

5. Система НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) была разработана в ПО моторостроения г.Рыбинска. Ее главной особенностью стало комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования, как для каждого рабочего места, так и для завода в целом.

Основными направлениями работ системы НОТПУ являлись:

-совершенствование внутризаводского планирования при использовании в серийном производстве непрерывного оперативно-календарного планирования;

-организацию работ по повышению качества продукции (внедрение системы бездефектного изготовления продукции и количественной оценки работы цехов и отделов предприятия);

-повышение культуры производства и создание благоприятных условий труда;

-улучшение социально-бытовых условий трудящихся.

6. Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции) была разработана в начале 70-х годов специалистами Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств и принята в виде комплекса государственных стандартов.

По определению стандартов КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

Объектами управления в системе УКП являлись условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции. К их числу относятся:

-состояние конструкторской, технической, нормативно-технической документации;

-качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения, контроля;

-качество сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;

-качество организации и управления производством;

-качество процессов производства и ритмичность работы;

-хозяйственный механизм и его элементы (план, ценообразование, экономическое стимулирование и т.п.);

-качество управления персоналом.

Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что при практическом использовании методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию. Среди них можно выделить то, что руководство отечественных предприятий не было заинтересовано в ее реализации, к тому же громоздкость самой системы затрудняла ее внедрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: