double arrow

УК(П). Лекция 2. Различные подходы к управлению качеством

Японские модели управления качеством. Отечественный опыт управления качеством. Национальные премии в области качества. Премия качества как стратегия совершенствования Японские модели управления качеством. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам: -Узнать запросы потребителей -Узнать, что будут покупать потребители -Определить затраты, необходимые для достижения качества -Предупредить возможные дефекты и претензии -Предусмотреть корректирующие воздействие -Исключить необходимость проверки В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ - ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Эта структура выглядела следующим образом:

Рисунок 1. Иерархия качества в японских моделях

Наиболее известные японские модели управления качеством:

1. Кружки качества (Quality Сircle) - это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества.

Кружки качества являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Используя простые статистические инструменты, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность. Также их работой является подготовка предложений по усовершенствованию продукции или услуг компании. Основные результаты деятельности кружков качества

- проведение причинно-следственного анализа;

- укрепление связей между сотрудниками;

- самообучение членов кружка;

- проведение мероприятий по сокращению затрат.

2. Система 5С. Система упорядочения 5С представляет собой метод организации рабочего пространства, который значительно повышает эффективность и управляемость рабочей зоны, улучшая корпоративную культуру, и сохраняя время (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Преимущества системы 5S/

Шаги упорядочения по системе 5С:

1. Сортируй - четко отделить необходимые предметы от ненужных и удалить последние. На рабочем месте, участке, в отделе должны быть те, и только те предметы, которые действительно необходимы и только в том количестве, которое необходимо.

2. Соблюдай порядок – хранить необходимые предметы в четко определенных местах для обеспечения легкого и немедленного доступа и возврата. Непродуктивная работа, такая как транспортировка и перемещение, "поиски необходимого предмета", и т.д. должна быть устранена, либо потери рабочего времени на нее должны быть минимизированы.

3. Содержи в чистоте – содержать рабочие площади в чистоте, а оборудование и инвентарь в работоспособном состоянии.

4. Стандартизируй - поддерживать организацию, порядок и чистоту на систематической основе. Все аспекты деятельности должны подлежать стандартизации и контролю.

5. Совершенствуй - превратить следование установленным (стандартизированным) процедурам в привычку. Установленные (стандартизированные) процедуры должны неуклонно выполняться. Осуществлять постоянный поиск наиболее эффективного способа выполнения работы, при обнаружении такового, обновлять стандарт.

Эффективность данной системы может быть наглядно проиллюстрирована

3. Программа «Пять нулей» ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов, и ее суть сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

-принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

-создавать условия для появления дефектов;

-передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

-вносить изменения в технологию;

-повторять ошибки.

4. Поставка точно в срок (JIT). Система JIT ведет к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место. При этом под «правильными» понимаются характеристики, которые ожидают как внутренние, так и внешние потребители. Каждая фаза производства в системе JIT заканчивается изготовлением нужной («правильной») детали именно в тот момент, когда она требуется для последующей операции. Если изготавливаемая деталь будет нужна через час, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через час.

Центральным понятием системы JIT является Муда – деятельность, не добавляющая ценности. Все неиспользуемые какое-то время запасы являются непроизводительными расходами (Муда) и составляют издержки производителя.

5. Система КАНБАН. Конкретный образец продукции начинает изготавливаться только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель).


Сейчас читают про: