1. На первом этапе расчета осуществляется оценка стоимости платежей, связанных с покупкой имущества за счет кредита на начальный момент времени по формуле (6):
где – стоимость платежей по кредиту, включая проценты и выплаты по основному долгу на начальную дату;
– рассчитанная на начальный момент времени величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации имущества в течение срока его амортизации;
– имеющиеся у организации средства на покупку имущества на начальный момент времени с НДС;
НДС – общая сумма налога на добавленную стоимость уплачиваемого продавцу имущества на условиях договора купли-продажи, определяемого по формуле (7):
где – стоимость оборудования.
= 170 млн.р. – 70 млн.р. + 254,78 млн.р. – 8,03 млн.р. = 346,75 млн.р.
Данная модель предусматривает уплату процентов за кредит за счет собственных средств предприятия.
Размер ежемесячного платежа по кредиту можно рассчитать по следующей формуле (8):
где – общая сумма кредита;
– ежемесячный платеж по кредиту, включающий часть основного долга и проценты;
– годовая ставка процента за кредит;
–количество платежей по кредиту, равное количеству месяцев срока действия договора.
Необходимая сумма кредита () составляет разность между покупной стоимостью имущества с НДС () и суммой средств, имеющихся у хозяйствующего субъекта на покупку имущества на начальный момент времени с НДС (). Из формулы (8) необходимо определить ежемесячный платеж по кредиту ().
= 420 млн.р. – 170 млн.р. = 250 млн.р.
Процесс приведения величин будущих платежей к определенному начальному моменту времени включает в себя следующие операции:
1) корректировку величины платежа на прогнозируемые темпы инфляции на период реализации инвестиционного проекта (операция дисконтирования);
2) количественную оценку возможных рисков увеличения размеров платежей, связанных с различными факторами.
В данном случае для упрощения расчетов ограничимся операцией дисконтирования. В качестве дисконтной ставки будем использовать среднемесячный темп прироста инфляции (I), равный 0,007.
Дисконтированная величина платежей по кредиту определяется по следующей формуле (9):
Дисконтированная величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации приобретаемого имущества в течение срока его амортизации рассчитывается по формуле (10):
где – годовая норма амортизация имущества, коэффициент;
- срок, в течение которого амортизируется оборудование, принимается равным 12 месяцам;
0,24 – ставка налога на прибыль;
– покупная стоимость имущества без НДС, определяемая по формуле (11):
Примечание: Для малых предприятий ставка налога на прибыль 0,15; для средних – 0,24.
= 420 млн.р. – 70 млн.р. = 350 млн.р.
Таким образом, стоимость платежей, связанных с покупкой имущества за счет кредита на начальный момент времени, составит 346,75 млн. р.
2. На втором этапе расчетов рекомендуется осуществлять расчет стоимости платежей, связанных с приобретением имущества по договору финансового лизинга, на начальный момент времени по следующей формуле (12):
где – текущая стоимость лизинговых платежей без НДС, подлежащих уплате по договору финансового лизинга;
– величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации имущества в течение срока его амортизации на начальную дату;
– аванс в счет будущих лизинговых платежей без НДС, определяемый по формуле (13):
= 141,67 млн.р. + 205,53 млн.р. – 34,41 млн.р. = 312,79 млн.р.
Расчет текущей величины лизинговых платежей рекомендуется осуществлять с использованием следующей формулы (14):
где – общая сумма лизинговых платежей с НДС по договору финансового лизинга;
– сумма аванса с НДС;
– количество ежемесячных лизинговых платежей.
Дисконтированная величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации приобретаемого имущества в течение срока его амортизации может быть определена следующим образом (15):
где – коэффициент ускорения при начислении амортизации по договору лизинга, ;
– срок, в течение которого амортизируется лизинговое оборудование, мес.;
– сумма лизинговых платежей за весь период действия договора финансового лизинга без НДС, определяемая по формуле (16):
Таким образом, стоимость платежей, связанных с приобретением имущества по договору финансового лизинга, на начальный момент времени составит 312,79млн.р.
3. На заключительном этапе расчетов проводится сравнение обобщающих показателей и и подготавливается заключение по результатам проведенных расчетов. Необходимо оценить, по какой схеме приобретения оборудования предприятие окажется в более выгодной ситуации.
= 346,75 млн.р.
= 312,79 млн.р.
Следовательно, для предприятия более выгоден вариант обновления материально-технической базы с помощью лизинга, т.к. в конечном итоге экономия денежных средств составит 15,83 млн.р.:
= 312,79 млн.р. – 346,75 млн.р. = 33,96 млн.р.