IV. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
Для разработки товарной политики необходима продукция на длительную перспективу. Это предусматривает решение таких проблем, как определение оптимального ассортимента или номенклатуры производственных изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства, установленных темпов обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла, соотношение новых и старых изделий в программе, выбор времени на рынок с новыми товарами и изъятие из программы существующих товаров и др.
Формированию ассортимента предшествуют разработка предприятием ассортиментной концепции. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп или сегментов рынка. С другой, - необходимость обеспечения наиболее эффективного использования предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
К показателям, характеризующим возможности оптимального развития производственного ассортимента относятся:
- разнообразие видов и разновидностей товаров (номенклатура и ассортимент);
- уровень и частота обновления ассортимента;
- уровень и соотношение цен на товары данного вида;
- k структурной активности, который показывает изменение удельного веса iго вида продукции в общем объеме продаж. (Чем активней строительные сдвиги, тем выше уровень k).
- k ассортиментности, определяется с помощью среднего % делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий план выпуска продукции, т. е. продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение.
Различают обобщающие, индивидуальные, косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. Индивидуальные или единичные показатели качества продукции характеризует одно из ее свойств. Косвенные – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, получившей рекламакцию (претензии по качеству), потери от брака и динамику этого показателя.
Если продукция характеризуется сортом, то можно посчитать средний k сортности = количество продукции 1 сорта / общее количество продукции
Иногда используется бальный метод.
Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из свойств продукции:
1. Технико-эксплуатационные характеристики – определяют область применения, технические параметры, ремонтопригодность и разные виды сервиса.
2. Показатели патентно-правовой защиты – характеризуют степень защищенности продукта, его частей и технологии производства нормативными актами.
3. Показатели надежности – определяют сроки службы до полного износа, гарантийные сроки службы, сроки наработки на отказ, виды обязательного обслуживания для сохранения надежности в заданные сроки.
4. Показатели технологичности, т. е. способности и возможности изготовления, ресурсоемкость, возможность ресурсосбережения.
5. Показатели уровня стандартизации – уровень оригинальности, степень заимствования, конструктивная преемственность, коэффициент унификации, типизации, степень применимости стандартных составляющих.
6. Показатели технической эстетики – привлекательность, удобство, выразительность, гигиеничность.
7. Показатели согласованности с окружающей средой – безопасность для жизни, здоровья, имущества при производстве, эксплуатации, утилизации.
8. Социально-экономические показатели – виды удовлетворяемых потребностей, уровень цен покупки, затраты по эксплуатации, утилизации.
Косвенные показатели качества: штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т. д.
Задачи анализа качества:
I. Изучить динамику показателей, оценить выполнение плана по ним.
II. Определить влияние качества на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск продукции, выручку и прибыль).
1) Выпуск товарной продукции:
- цена единицы изделия до и после повышения уровня качества;
- количество продукции более высокого качества.
2) Выручка от реализации:
- объем реализованные товаров высокого качества.
3) Прирост прибыли:
Для обобщенной оценки качества по продукции, характеризующейся сортом рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства или средний коэффициент сортности: отношение количества продукции первого сорта к общему количеству.