double arrow

Анализ качества выпускаемой продукции

IV. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции

Для разработки товарной политики необходима продукция на длительную перспективу. Это предусматривает решение таких проблем, как определение оптимального ассортимента или номенклатуры производственных изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства, установленных темпов обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла, соотношение новых и старых изделий в программе, выбор времени на рынок с новыми товарами и изъятие из программы существующих товаров и др.

Формированию ассортимента предшествуют разработка предприятием ассортиментной концепции. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп или сегментов рынка. С другой, - необходимость обеспечения наиболее эффективного использования предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

К показателям, характеризующим возможности оптимального развития производственного ассортимента относятся:

- разнообразие видов и разновидностей товаров (номенклатура и ассортимент);

- уровень и частота обновления ассортимента;

- уровень и соотношение цен на товары данного вида;

- k структурной активности, который показывает изменение удельного веса iго вида продукции в общем объеме продаж. (Чем активней строительные сдвиги, тем выше уровень k).




- k ассортиментности, определяется с помощью среднего % делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий план выпуска продукции, т. е. продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение.

Различают обобщающие, индивидуальные, косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. Индивидуальные или единичные показатели качества продукции характеризует одно из ее свойств. Косвенные – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, получившей рекламакцию (претензии по качеству), потери от брака и динамику этого показателя.

Если продукция характеризуется сортом, то можно посчитать средний k сортности = количество продукции 1 сорта / общее количество продукции



Иногда используется бальный метод.

Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из свойств продукции:

1. Технико-эксплуатационные характеристики – определяют область применения, технические параметры, ремонтопригодность и разные виды сервиса.

2. Показатели патентно-правовой защиты – характеризуют степень защищенности продукта, его частей и технологии производства нормативными актами.

3. Показатели надежности – определяют сроки службы до полного износа, гарантийные сроки службы, сроки наработки на отказ, виды обязательного обслуживания для сохранения надежности в заданные сроки.

4. Показатели технологичности, т. е. способности и возможности изготовления, ресурсоемкость, возможность ресурсосбережения.

5. Показатели уровня стандартизации – уровень оригинальности, степень заимствования, конструктивная преемственность, коэффициент унификации, типизации, степень применимости стандартных составляющих.

6. Показатели технической эстетики – привлекательность, удобство, выразительность, гигиеничность.

7. Показатели согласованности с окружающей средой – безопасность для жизни, здоровья, имущества при производстве, эксплуатации, утилизации.

8. Социально-экономические показатели – виды удовлетворяемых потребностей, уровень цен покупки, затраты по эксплуатации, утилизации.

Косвенные показатели качества: штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т. д.

Задачи анализа качества:

I. Изучить динамику показателей, оценить выполнение плана по ним.

II. Определить влияние качества на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск продукции, выручку и прибыль).

1) Выпуск товарной продукции:

- цена единицы изделия до и после повышения уровня качества;

- количество продукции более высокого качества.

2) Выручка от реализации:

- объем реализованные товаров высокого качества.

3) Прирост прибыли:

Для обобщенной оценки качества по продукции, характеризующейся сортом рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства или средний коэффициент сортности: отношение количества продукции первого сорта к общему количеству.






Сейчас читают про: