Основанием для введения процедуры финансового оздоровления являются:
- наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов или третьих лиц и обеспечения, превышающего на 20% и более обязательства должника кредиторов (ходатайство - не позднее чем за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов);
- готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов равными долями.
Если основания для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может быть восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления.
Административный управляющий в ходе процесса финансового оздоровления ведет реестр требований кредиторов, созывает собрания кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения долгов.
Продолжительность процедуры финансового оздоровления не более 2 лет.
Не позднее чем за 1 месяц до окончания процедуры финансового оздоровления, должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Через 10 дней после получения отчета заключение административного управляющего направляется кредиторам реестра и в арбитражный суд.
Финансовая помощь должнику может оказываться собственниками имущества и учредителями юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Финансовая помощь может быть оказана следующими способами:
- в виде возвратной финансовой помощи – займа.
- в виде безвозмездной финансовой помощи
- путем выпуска и размещения облигаций, векселей
- путем увеличения уставного капитала
Финансовое оздоровление — это новая процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002 г. Она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением, — санация (в законе 1992 г. она относилась к судебным процедурам, а в законе 1998 и 2002 гг. является досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:
• досудебная санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем);
• во время внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т. е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры);
• при финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком); одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями.
Однако на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего (или предоставивших обеспечение лиц) о ненадлежащем исполнении руководителем предприятия-должника плана финансового оздоровления арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника от должности. Назначается административный управляющий до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.
Погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления, должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
• прекращение производства по делу о банкротстве;
• введение внешнего управления;
• признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.