Лекция 8 ДИАГНОСТИКА БАНКРОТСТВА
1. Анализ жизнеспособности
2. Оценка финансового здоровья предприятия
3. Выявление признаков преднамеренного банкротства
Диагностика и прогнозирование банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (в первую очередь США) сразу после окончания Второй Мировой войны. Этому способствовал рост числа обанкротившихся предприятий в связи с сокращением военных заказов. В этот период возникла задача определения условий, ведущих предприятие к несостоятельности.
Сначала этот вопрос решался методом «проб и ошибок», что приводило к существенным просчетам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 1960-м годам и связана с развитием компьютерной техники.
Все методики в силу отсутствия достаточной формализации предписываемых ситуаций, страдают сильной зависимостью от субъекта анализа, т.е. от опыта и убеждений аналитика. Они, как правило, многословны и зачастую дают противоречивое толкование полученным результатам.
Попытка же создать универсальную методику, которая подошла бы разным сферам экономики, представляется весьма сомнительной в силу того, что слишком велики отличия одной отрасли от другой. Для определения характера несостоятельности предприятия и оценки вероятности угрозы банкротства все методики рекомендуется рассматривать как минимум на 2х уровнях: качественный подход – анализ жизнеспособности предприятия и количественный подход – диагностика финансового здоровья.
Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они могут быть классифицированы четырьмя категориями в разрезе функциональных подсистем управления: маркетинг, производство, кадры/управление, финансы.
Внутренние причины несостоятельности предприятий.
маркетинг | производство | кадры/управление | финансы |
Ошибочный прогноз спроса на продукцию | Неподходящее местоположение | Неэффективное лидерство | Неоптимальная структура капитала |
Низкомаргинальный ассортимент продукции | Несовершенная технология | Плохие отношения в коллективе | Плохие инвестиционные решения |
Неправильное позициониование товара | Неоптимальный размер предприятия | Неадекватные человеческие ресурсы | Отсутствие ответственности за учетную политику |
Нерациональная ценовая структура | Неподходящая технология | Излишек рабочей силы | Слабый контроль бюджета |
Неадекватное стимулирование сбыта | Неправильный упор в исследованиях и разработках | Необязательность персонала | Неподходящее налоговое планирование |
Дорогостоящая дистрибутивная сеть | Слабое производство и контроль качества продукции | Нерациональная структура компенсаций | Плохое планирование и контроль денежных средств |
Плохое обслуживание покупателей | Низкое качество обслуживания | Неадекватная система информации менеджмента | Напряженные отношения с поставщиками капитала |
Неразвитость или неэффективность службы маркетинга | Неудовлетворительный уровень производственного потенциала | Нерациональность структуры управления предприятием | Несовершенство финансового планирования |
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов | Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов производства | Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений | Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и бедующей деятельности |
Несбалансированность стратегии в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном и краткосрочном периодах | Нерациональное движение результатов производства | Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля | Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия, проявляющейся в росте стоимости капитала |
Вышеперечисленные факторы являются качественными характеристиками причин несостоятельности предприятия. Каждый из этих факторов подлежит детальному изучению.
Одна из методик определения жизнеспособности предприятия – показатель Аргенти. Показатель характеризует кризис управления. Согласно данной методике исследование начинается со следующих предположений:
1. идет процесс, ведущий к банкротству;
2. этот процесс для своего завершения требует нескольких лет;
3. процесс может быть разделен на три стадии: недостатки, ошибки, симптомы.
Недостатки. Компании, скатывающиеся к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.
Ошибки. Вследствие накопления данных недостатков компания может совершить ошибки, ведущие к банкротству.
Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся несостоятельности.
Каждому фактору на каждой стадии присваиваются определенное количество баллов или ноль, и рассчитать агрегированный показатель – А-счет.