Несостоятельность предприятий: сущность и виды

Несостоятельность предприятий – явление достаточно распространённое и весьма типичное для стран с рыночной экономикой.

Согласно общепринятым представлениям, несостоятельность – это:

1) определённое негативное положение субъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уровнем неплатёжеспособности субъекта по своим обязательствам[54];

2) финансовое состояние предприятия, при котором оно не способно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платёжеспособность[55].

По мнению некоторых исследователей, несостоятельность как экономическая категория является отражением ситуации недостатка валового дохода на покрытие произведённых затрат. Если же в качестве критерия несостоятельности предприятия принять его неспособность обеспечить использование производственных факторов с некоторой эффективностью (убыточное функционирование), то можно прийти к следующим выводам:

1) порождаемое убыточностью неудовлетворительное состояние предприятия не является характеристикой несостоятельности, так как может быть следствием рыночной стратегии фирмы (например, использование демпинговых цен при завоевании рынка). Отсюда вытекает, что убыточность здесь явление кратковременное, связанное с достижением долгосрочной устойчивости;

2) безубыточность предприятия не является гарантией сохранения его в качестве состоятельного хозяйствующего субъекта, поскольку стратегически ошибочная инвестиционная политика, низкая эффективность организационно-управленческой структуры и другие факторы могут привести к устойчивому снижению рентабельности. В итоге может возникнуть ситуация, при которой фирма, сохраняя состоятельность производственно-технического потенциала, окажется несостоятельной как объект предпринимательства.

Таким образом, убыточность отражает только одну сторону несостоятельности и является лишь заключительной её составляющей, когда несостоятельное положение предприятия становится очевидным и ясным для всех контрагентов.

Поэтому основными причинами несостоятельности могут быть следующие:

1. Долговременное снижение спроса (конец жизненного цикла товара) или изменение функции спроса на продукцию предприятия, способные сместить уровень цены в область, ниже уровня средних издержек;

2. Резкий рост постоянных или переменных издержек может увеличить общие расходы до уровня, превышающего цену товара.

Таким образом, первая причина несостоятельности лежит в области маркетинга, а вторая – в финансовой сфере. Следовательно, маркетинговая стратегия служит отправным пунктом финансового оздоровления предприятия, а стратегия финансовой реструктуризации – его финалом.

Виды несостоятельности:

1) По масштабу:

а) текущая – обусловлена длительностью жизненного цикла товара, вызывается материальными причинами, носит перманентный, локальный характер;

б) системная – присутствует в период экономического кризиса, вызывается общественными причинами, носит всеобщий характер;

2) По времени:

а) циклическая – регулярно возникает с периодичностью, превышающей длительность одного производственного цикла, но меньше чем время одного оборота оборотного капитала;

б) хроническая – сохраняется в течение периода, превышающего время одного оборота оборотного капитала;

3) По виду:

а) производственно-техническая – такое состояние, при котором возникает неадекватность текущей функции подсистемы по сравнению с её объективной ролью в системе, влекущая её неспособность реализовать технологический способ и создавать определённый результат;

б) экономическая – неспособность производственной системы функционировать в качестве субъекта экономических взаимосвязей;

4) По месту в экономике:

а) в рыночном секторе – несостоятельность идентифицируется с ухудшением финансового положения предприятия и развитием его неплатёжеспособности;

б) в нерыночном секторе.

В нормативно-правовых актах законодательства о банкротстве различают предприятие-должника, несостоятельное предприятие, неплатёжеспособное предприятие и предприятие-банкрота, выделяя при этом простую и злостную несостоятельность.

Как известно, тот, кто взял в долг у кого-либо или должен кому-нибудь, именуется должником. Среди должников принято различать обычных и несостоятельных (см. рис. 6.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: