Селестен Френе

Януш Корчак

Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) (1878-1942) – детский врач и выдающийся педагог, чья жизнь и смерть стали неотъемлемой частью его педагогических убеждений. Поставленный перед выбором между жизнью и смертью, он вместе со своими двумястами детьми-воспитанниками, под светло-зеленным знаменем (символом детского дома, которым он бессменно руководил долгие годы) без колебаний направился в газовую камеру.

Основная идея Корчака – полноценность ребенка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.

Корчак утверждал право ребенка на уважение и признание за ним права «быть тем, что он есть».

Главная задача воспитания – изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.

Детство – фундамент жизни. Конечная цель воспитания по убеждению Корчака – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конфор­мизма и эгоцентризма.

Первое, непостижимое право ребенка — высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, писал Януш Корчак, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше.

Педагогика Френе (1896-1966) также носит выраженный гуманистический характер. Френе был глубоко убежден, что ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Поэтому необходимо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Френе выступал за «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет слу­жить».

Его концепция основана на признании ведущей роли труда в развитии ребенка. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд». «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы» - писал Френе. «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».

Во главу угла Френе ставил здоровье ребенка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию;

По мнению Френе необходимо стимулирование любознательности как первой ступени познания, трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний и индивидуальной и моральной ответственнос­ти.

Большое место в жизни школы педагог отводил самоуправлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета.

Успех в деле воспитания и обучения Френе в первую очередь связывал с четким планированием учебного процесса. При этом учитель разрабатывает общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик составляет индивидуальный план работы на неделю: записывает работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует ее выполнение. Организованный таким образом учебный процесс предполагает, по Френе, самоконтроль, отказ от отметок, а также учет индивидуальных достижений и их ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: