Правовые основы лицензирования

Ключевые слова

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

3. Какова система регулирования СКС и туризма?

4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Тема 2. лицензирование, Стандартизация,
подтверждение соответствия
и классификация в туризме
и социально-культурном сервисе

2.1. Правовые основы лицензирования.

2.2. Стандартизация в туризме.

2.3. Подтверждение соответствия.

2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Кроме того, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, например: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

1. В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­деленной деятельности, если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: