Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Анализ и управление дебиторской задолженностью




Дебиторская задолженность — еще один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому, зато вовсе не означает, что товары будут оплачены немедленно.

Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности.

Специфический элемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие Ценные бумаги).

Основная задача анализа – оценка уровня и состава ДЗ, из чего состоит, реальность в получении, а так же эффективности инвестированных в нее финансовых средств.

Неоплаченные счета за поставленную продукцию (счета к получению), составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности – векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами. Одной из задач управления дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателя, расчет прогнозного значения резервов по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с неплатежеспособными покупателями (или потенциально неплатежеспособными покупателями). На величину дебиторской задолженности влияют:

1. объем реализации и доля реализации и на условиях последующей оплаты;

2. условия расчетов с покупателями и заказчиками;

3. политика взыскания дебиторской задолженности;

4. платежная дисциплина покупателей;

5. качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.

Управление дебиторской задолженностью предприятия должно определиться по следующим вопросам:

1. срок предоставления кредита;

2. стандарты кредитоспособности;

3. система создания резервов по сомнительным долгам;

4. система сбора платежей (контроль над своевременностью платежей, система наказаний, критерии существенности убытков);

5. система предоставляемых скидок.

Рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:

· Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной (просроченной) задолженности.

· Ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

· Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности организации.

· Предоставлять скидки при досрочной оплате.




Важно так же следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженностей: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости фирмы и приводит к необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, как правило, дорогостоящих; превышение кредиторки над дебиторкой может привести к неплатежеспособности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики, по отношению к покупателю продукции решается 2 основных вопроса:

1. форма реализации продукции в кредит – товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит;

Товарный кредит – форма реализации продукции на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (предоставляется на срок от 1 до 6 мес.)

Потребительский кредит (в товарной форме) – форма розничной реализации товара покупателем (физическим лицом) с отсрочкой платежа.

Выбор формы реализации кредита определяется отраслевой принадлежностью фирмы и характером реализуемой продукции;

2. тип кредитной политики, который характеризует принципиальные подходы к ее осуществления с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности фирмы: консервативный, умеренный, агрессивный.

Консервативный (жесткий) тип – направлен на минимизации кредитного риска. Фирма не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизм реализации политики такого типа:

· Существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;

· Минимизация сроков предоставления кредита и его размера;



· Ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости;

· Использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип – характеризует умеренные условия ее осуществления в соответствии с коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный тип – ставит целью максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит, не считаясь с уровнем высокого риска, который сопровождает эти операции. Механизм реализации политики такого типа:

· Распространение кредита на более рискованные группы покупателей товаров;

· Увеличение периода предоставления кредита и его размера;

· Снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров;

· Предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Факторы, влияющие на выбор типа кредитной политики:

1. коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

2. общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей и уровень их платежеспособности;

3. сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию фирмы;

4. потенциальная способность фирмы наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

5. правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

6. финансовые возможности фирмы в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

7. финансовый менталитет собственников и менеджеров фирмы, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Развитие инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике управления финансами ввести ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирования, т.е. в ускоренный период в другие формы активов: в денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования: факторинг, учет векселей, выданных покупателям продукции, форфейтинг.

Факторы, влияющие на выбор типа кредитной политики фирмы:

· современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

· общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

· сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию фирмы;

· потенциальная способность фирмы наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

· финансовые возможности фирмы в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

· финансовый менталитет собственников и менеджеров фирмы, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.





Дата добавления: 2014-02-05; просмотров: 3359; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10183 - | 7788 - или читать все...

Читайте также:

 

18.205.109.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.