Инкассация дебиторской задолженности

Контроль дебиторской задолженности

Для контроля используется:

· классификация ДЗ по срокам возникновения (расчет взвешенного старения ДЗ);

· оценка платежной дисциплины (оценка производится независимо от объема реализации);

· учет непогашенных остатков (из общей суммы ДЗ на конец квартала выделяют ее часть, относящуюся к реализации каждого месяца и затем помесячно рассчитывается доля непогашенной ДЗ в объеме реализации каждого месяца).

1. Причины неуплаты вовремя дебиторской задолженности клиентам:

2. Причины экономического характера. Показатель является добросовестным, но временно испытывает дефицит оборотных средств.

3. Причины тактического характера. Должник имеет средства, но отказывается платить вовремя. Для него это может быть «нормальной» ситуацией, если он, например, монополист или, имея значительный экономический потенциал, может навязывать свой стиль работы контрагентам. И если для него это ненормально: часть финансовой стратегии, которая заключается в том, чтобы всё время жить в долг, расширяя тем самым свой бизнес.

4. Форс-мажорные обстоятельства. Те плательщики, с которыми что-то произошло, находятся под действием непредотвратимых сил.

5. Причины недобросовестного характера. Должники изначально не собираются платить (разовость сделки, недобросовестная конкуренция, беззащитность кредитора, ошибки в подписанных договорах и соглашениях, фиктивное банкротство и т. д.)

Методы воздействия на должников:

1- правовые методы

− претензионная работа

− досудебная переписка

− подача исковых требований

2- экономические методы

− финансовая санкция (штрафы, пени, неустойки)

− залоговые отношения

3- психологические методы

− регулярные напоминания

− использование СМИ

− распространение информации о задержках среди смежных поставщиков или заинтересованных лиц

Чаще всего такие действия характерны для компаний, которые специально зарабатывают себе репутацию неудобных и надоедливых кредиторов. При прочих равных условиях такие компании обычно оказываются первыми в очереди на оплату.

4- рефинансирование ДЗ –ускоренный перевод в другие формы оборотных активов фирмы: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности:

· Факторинг

· Учет векселей, выданных покупателями продукции

· Форфейтинг

Факторинг – финансовая операция, заключающаяся в уступке фирмой-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании «фактор-компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.

Эффективность факторинговой операции для фирмы-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

Учетная вексельная ставка состоит:

· из средней депозитной ставки;

· ставки комиссионного вознаграждения;

· уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя.

Фарфейтинг – финансовая операция по экспортному товарному кредиту, суть которого состоит в передаче переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательства по финансирования экспортной операции путем выплаты по уточненному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны-импортера. Фарфейтинг используется при осуществлении многолетних экспортных поставок ввиду высокой своей стоимости. Издержки по этой операции экспортер обычно переносит на стоимость товара.

Оптимальна или нет кредитная политика?

Ответ на этот вопрос заключается в поиске оптимального уровня ДЗ, который удовлетворял бы следующему условию: дополнительная операционная прибыль, получаемая компанией от увеличения продажи продукции в кредит не менее суммы дополнительных затрат по обслуживанию ДЗ и упущенной выгоды по инвестированию капитала в ДЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: