Виды цен

Цены, действующие в рыночной экономике страны, класси­фицируют по ряду основных признаков.

Таблица 1 - Признаки классификации и виды цен

Признак Виды цен
По степени участия государства в регулировании цен Фиксированные (изменяемые, договорные)
  Регулируемые (изменяемые)
  Договорные (контрактные)
  Свободные (рыночные)
В зависимости от обслуживаемого оборота Отпускная цена предприятия
Оптовая
Розничная
В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции или (в зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции) Франко-станция отправления
Франко-станция назначения
ДАФ
СИФ
ФОБ
ФАС
КАФ
В зависимости от экономических особенностей продукции и характера ее обращения или (по характеру обслуживаемого оборота) Оптовые
Закупочные
На продукцию строительства
Розничные цены и тарифы на услуги
В зависимости от договорных Базисная
условий совершения сделок Биржевая
  Договорная
  Контрактная
  Твердая
  Справочная
  Демпинг
  Ценовая дискриминация
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция Для внутреннего рынка
Для внешнего рынка
  На импортируемые товары
  На экспортируемые товары
В зависимости от сроков действия Постоянные (долговременные)
Скользящие
  Ступенчатые
  Сезонные
Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии Планово-расчетные
Учетные
Производителей
  Потребительские
  Текущие
  Сопоставимые
По степени обоснованности Базисные
  Прейскурантные
  Фактические

Рассмотрим сущность основных видов цен.

По степени и способу участия государства в регулировании цен они подразделяются на жестко фиксированные (изменяе­мые или договорные); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Фиксированные (изменяемые или договорные) цены уста­навливаются субъектом ценообразования в твердо выражен­ной денежной величине.

Регулируемые (изменяемые) цены определяются соответ­ствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или субъектом ценообразо­вания (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Договорные (контрактные) цены устанавливаются предва­рительным согласованием между продавцом и покупателем.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосред­ственного вмешательства государственных органов, так как формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от обслуживаемого оборота различают от­пускную цену предприятия, оптовую и розничную.

Отпускная цена предприятия устанавливается на произве­денный товар (как товар собственного производства, так и на полученный в результате выполнения договора подряда из ма­териала заказчика, в том числе переработки сырья (материа­лов) на давальческих условиях) либо на импортированный то­вар при его оптовой продаже. Отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнкту­ры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и нена­логовых платежей, прибыли.

Оптовая цена - цена, по которой оптово-сбытовые орга­низации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям; состоит из отпускной цены предприя­тия и оптовых надбавок оптовой организации, размер кото­рых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.

Розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, пред­назначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потреб­ления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, юриди­ческим лицам, индивидуальным предпринимателям. Рознич­ные цены на товары, реализуемые субъектами предпринима­тельской деятельности, осуществляющими розничную тор­говлю, определяются путем суммирования:

- отпускных (закупочных) цен;

- торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъектуры рынка, в соответствии с законодательством. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взима­ется с учетом оптовой надбавки.

В зависимости от включения в цену расходов по транспор­тировке продукции в мировой практике различают цены: франко-станция отправления и франко-станция назначения, ДАФ, СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ.

Франко-станция отправления — расходы по транспорти­ровке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несет продавец.

Франко-станция назначения включает расходы по транс­портировке груза до станции потребителя. Последний несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке груза на свой склад.

ДАФ - продавец поставляет товар до границы.

СИФ - все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец.

ФОБ - продавец несет расходы по доставке и погрузке то­вара на борт судна.

ФАС включает только расходы по доставке груза до причала.

КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.

В зависимости от степени участия продавца, в возмещении расходов по транспортировке продукции различают сле­дующие (основные) виды цен: цена «франко-станция отправле­ния», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция на­значения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая из них означает, что продавец не­сет расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна. Эти расходы ему возмещаются в цене товара. Дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель.

Цена «франко-станция назначения» включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель не­сет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международ­ной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ вклю­чает все расходы по транспортировке груза, но не включает рас­ходы по его страхованию.

Цена товара определяется рынком; большое влияние на нее оказывает соотношение спроса и предложения, однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция. Если рассчитанная калькуляционным методом цена окажется выше сложившейся на рынке, необходимо изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара.

Предварительно рассчитываются две цены каждого товара, производство которого планируется в следующем году: продаж­ная, обеспечивающая изготовителю нормальные условия вос­производства, и минимальная, компенсирующая предприятию затраты при минимуме прибыли. В настоящее время проектируемая цена при применении калькуляционного метода рассчитывается по форме, приведен­ной в табл. 1.

Таблица 1 -Пример расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции (на единицу продукции)

Статьи затрат и элементы цены Сумма, р. Минимальная цена, р.
Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов) 12 500  
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты    
Топливо и энергия для технологических целей    
Заработная плата производственных рабочих Отчисления на социальные нужды (34%) 3 900  
   
Итого прямые затраты 19 540  
Общепроизводственные расходы 7 940  
Общехозяйственные расходы 3 620  
Итого производственная себестоимость 31 100  
Коммерческие расходы    
Итого коммерческая себестоимость   31 820
Прибыль (по принятому нормативу рентабельности 25%, для минимальной цены 9%) 7 637 2 864
Оптовая цена 39 457 34 684
НДС (20%) 7 102 6 243
Отпускная цена 46 559  

Для определения нижнего предела рассчитывается мини­мальная цена при данном уровне коммерческой себестоимости единицы продукции (в нашем примере 40 927 р.), которая отли­чается от предполагаемой отпускной цены (46 559 р.), поскольку в нее закладывается минимальная прибыль, объективно необхо­димая для поддержания жизнеспособности предприятия. Предположим, коммерческая себестоимость всей продукции предприятия по расчетам на предстоящий год изменится и со­ставит 1178 млн. р., а минимально необходимые расходы из при­были - 106 млн. р., тогда минимальная рентабельность продукции составит не 24, а 9% (106 ∙ 100/1178 = 9%). Соответственно мини­мальная отпускная цена единицы продукции будет равна 40 927 р.

Таким образом, если условия реализации требуют сниже­ния цены по сравнению с предполагаемым уровнем, то диапа­зон для маневра составляет при реализации в оптовых ценах 4773 р. (39 457 - 34 684), а при реализации по отпускным ценам (с НДС) - 5632 р. (40 559 - 40 927).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: