Политика ценообразования в Республике Беларусь. Государственное регулирование цен.
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение организации.
К важнейшим направлениям ценовой политики Республики Беларусь можно отнести:
- политику свободных цен;
- регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей;
- защиту собственных товаропроизводителей;
- сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России;
- переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемым на основе открытых тендеров и др.
В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии организации:
- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
- получение сверхприбыли путем "снятия сливок" с рынка;
- вытеснение конкурентов;
- обеспечение "выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
|
|
- внедрение на рынок новой продукции;
- завоевывание лидерства по показателям качества и др.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик.
Важным фактором является государственное регулирование цен.
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Субъекты хозяйствования несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов, а также инспекции по контролю за ценами в районах, городах и их районах. В своей работе органы контроля за ценами взаимодействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:
1) анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условиям производства и реализации продукции;
2) проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;
|
|
3) проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;
4) внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;
5) оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;
6) выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;
7) принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;
8) проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;
9) определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.
Можно выделить следующие методы государственного регулирования:
- экономическое (косвенное) регулирование — является основой ценового регулирования в практике развитых стран, так как в этом случае сохраняется экономическая обоснованность цен; осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства. Регуляторами процесса выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.;
- административное (прямое) регулирование — предполагает прямое изменение или установление уровня цен (тарифов), порядок их определения, изменения и декларирования посредством законодательных актов.
Основные функции государства в области регулирования ценообразования:
- создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;
- контроль над монополиями и их ограничение;
- поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.;
- корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта;
- стимулирование экономического роста;
- контроль за уровнем занятости и инфляции.
Объективная необходимость регулирования цен обусловлена защитой свободной конкуренции от монополий; необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью уменьшения неравенства в распределении доходов между отдельными отраслями производства и отдельными группами населения; потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необходимые ресурсы для производства товаров, выпуск которых экономически оправдан, а также необходимости стабилизации экономики, обеспечивающей полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен.
Одним из субъективных условий необходимости государственного регулирования ценообразования является его недостаточная степень обеспеченности внутренними согласованными законодательными документами: законами, указами и постановлениями, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов.
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:
—на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
- отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Различают четыре основные формы государственного воздействия на ценообразование: 1) ограничение на формирование цен (фиксирование); 2) введение предельных цен, рентабельности или каких-либо других ограничительных нормативов; 3) установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); 4) государственная поддержка цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику).
|
|
В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или пре дельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);
- завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
- несоблюдение установленных предельных индексов измене ния отпускных цен на товары без регистрации этих цен;
- завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;
- отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;
- несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;
- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;
- использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;
- реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.
Контроль за ценами должен быть действенным. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством. В их числе:
1) выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с пред приятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица — в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;
|
|
2) при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в Хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;
3) в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных документов, что может провести к завышению цен (наценок) органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10 % ее стоимости;
4) превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в установленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;
5) если товары реализуются с нарушением установленного по рядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяемых цен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30 % стоимости продукции;
6) отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10 % стоимости фактически исполненной товарообменной операции;
7) при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двухкратном размере этой разницы;
8) при предоставлении недостоверной информации предприятиями-монополистами при декларировании цен органами ценообразования может быть наложен штраф в размере до 15 % стоимости продукции.