Формирование цен на продукцию (услуги) проходит несколько этапов:
- постановка цели (задачи) ценообразования;
- определение уровня спроса на продукцию данного вида;
- оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
- анализ цен и товаров конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- расчет исходной цены изделия;
- учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
- установление окончательной цены.
Ценовая стратегия организации зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая, на фазе роста - несколько ниже, на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Существуют различные методы формирования ценообразования.
Рассмотрим формирование цены с применением свободного и затратного методов счета.
При свободном методе формирования отпускной цены (метод обратного счета) исходной для выполнения расчета является цена на рассматриваемый товар, сложившаяся на внутреннем рынке. Зная рыночную и закупочную цены на товар, а также величину ожидаемых затрат (в том числе на таможне), делается расчет предусмотренных законодательством налогов, сборов и отчислений, включаемых в отпускную цену товара, корректируются отдельные виды затрат (например, расходы на рекламу, информационные услуги и др.) и определяется размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
|
|
Суть затратного метода заключается в том, что при составлении расчета за отправную точку берется закупочная цена товара, к которой добавляются таможенные платежи и другие расходы в размерах, ожидаемых в предстоящем отчетном периоде согласно используемым методикам расчета и нормативам. Затем к сформированной таким образом полной себестоимости единицы товара по принятому нормативу рентабельности добавляются прибыль и предусмотренные законодательством налоги, сборы и отчисления, включаемые в отпускную цену товара.
Приведем пример расчета цены оказываемой услуги производственного назначения (табл.1).
Таблица 1 - Пример расчета отпускной цены на 01.01.20_ г.
№ п/п | Статьи затрат | Сумма, тыс. р. |
Материальные затраты (п. 1.1) 1.1. Вспомогательные материалы (ветошь, смазочные материалы и др.) | 1 854 700 1 854 700 | |
Трудовые затраты (п. 2.1 + п. 2.2 + п. 2.3 + п. 2.4) 2.1. Оплата труда 2.2. Дополнительная заработная плата (п. 1 ∙ 30%) 2.3. Отчисления в ФСЗН ((п. 1 + п. 2) ∙ 34 %) 2.4. Обязательное страхование ((п. 1 + п. 2) ∙ 0,3%) | 5 237 700 3 000 000 900 000 1 326 000 | |
Накладные затраты (п. 3.1 + п. 3.2 + п. 3.3 + п. 3.4 + + п. 3.5 + п. 3.6 + п. 3.7 + п. 3.8 + п. 3.9 + п. 3.10 + + п. 3.11+ + п. 3.12) 3.1. Аренда помещения 3.2. Реклама 3.3. Коммунальные услуги (электроэнергия, вода и др.) 3.4. Услуги связи 3.5. Содержание и эксплуатация объекта 3.6. Текущий ремонт и обслуживание оборудования и инвентаря 3.7. Обслуживание кассового аппарата 3.8. Услуги банка 3.9. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 3.10. Амортизация 3.11. Транспортные услуги (в том числе по вывозу мусора) 3.12. Прочие расходы (поверка инструмента, сертификация, санитарно-гигиенические услуги, пожарная сигнализация и др.) | 28 011385 5 435 760 577 681 2 945 625 1 726 450 1 787 700 2 646 800 317 292 362 377 1 724 890 592 340 2 345 750 7 548 720 | |
Итого себестоимость | 35 103 785 | |
Плановая прибыль (п. 4 ∙ 40%) | 14 041 514 | |
Отпускная цена услуги (п. 4 + п. 5) | 49 145 298 |
|
|