Методы ценообразования. Обоснование цены в организации

Обоснование цены в организации

Основу методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах. Выбор метода зависит от характера товара, от степени его новизны, дифференциации по качественным параметрам, от вида и способа производства, от уровня инфляции, от системы государственного регулирования, от уровня платежеспособности населения и других факторов. Выбирая метод ценообразования, необходимо помнить, что цена должна надолго превышать затраты и следует изучать отношения покупателей к предлагаемой цене.

Методы ценообразования с ориентацией на
Все методы ценообразования могут быть сгруппированы следующим образом:

 
 


Методы ценообразования, основанные на издержках производства

Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных на издержки производства, является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

Ц = С + П + Н, (1)

где С — себестоимость единицы товара;

П — прибыль в расчете на единицу товара;

Н — косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.

Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается достаточно простым. Во-вторых мнению специалистов метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в отечественном ценообразовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов и некоторых других случаях.

Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

Метод структурной аналогии эффективен в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют структурную формулу цены по ее аналогу. С этой целью используют фактические (или статистические) данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. Если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата труда), то используя структуру аналогичного товара, не сложно рассчитать ориентировочную цену. При этом можно использовать следующую формулу:

Ц = Зо: Дз.о (2)

где Ц, — цена, или себестоимость нового изделия, р.;

Зо— абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, р.;

Дз — доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) нового изделия, коэффициент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: