Основными показателями прибыли в организации являются:
- балансовая прибыль - общая прибыль отчетного периода;
- прибыль от реализации продукции;
- прибыль от реализации основных средств и иного имущества;
- прибыль от прочих внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль.
Механизм формирования прибыли предприятия можно представить следующим образом.
В каждой организации базой всех расчетов служит балансовая прибыль - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности организации. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — прибыль, облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении организации после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности организации.
Балансовая прибыль включает три основных элемента прибыль (убыток), от реализации продукции, выполнения работ оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и реализации иного имущества организации, финансовые результаты от внереализационных операций. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы организации отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
|
|
В формализованном виде балансовая прибыль определяется по формуле
П6 = Прп + Прмц+Пв0,
где П рп — прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Прмц — прибыль от реализации иных материальных ценностей;
Пво — доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
Балансовая прибыль организации формируется нарастающим итогом с начала года и к концу года на счете организации отражается прибыль от реализации продукции, от реализации основных средств и прибыль от внереализационных операций. Это есть финансовый результат производственной деятельности организации, т.е. прибыли, которая переносится в баланс.
Прибыль от реализации продукции рассчитывается как выручка от реализации продукции за минусом налогов, включаемых в цену и выплачиваемых из выручки (это отчисления на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, НДС "и так далее), себестоимости реализованной продукции, а также экспортных тарифов (для предприятий, осуществляющую экспортную деятельность).
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности организации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.
|
|
Величина прибыли организации от реализации продукции зависит от внешних и внутренних факторов, которые не зависят от деятельности организации, относятся: природные условия; конъюнктура рынка; система налогообложения; цены на производственные ресурсы и др.
К внутренним факторам изменения прибыли относятся: объем выпуска и продаж; себестоимость продукции; цена продукции; конкурентоспособность продукции; компетентность руководства; уровень организации производства и труда и др.
Рассмотрим пример определения и анализа прибыли организации от реализации продукции по факторам.
Пример. Предприятие произвело и реализовало в отчетном периоде 1000 ед. продукции по цене 52 тыс. руб. Себестоимость единицы продукции составляла 47 тыс. руб.
В плановом периоде предусматривается снизить себестоимость до 42 тыс. руб., одновременно снизить цену до 48 тыс. руб. и увеличить объем производства и реализации до 1500 ед.
Требуется определить прибыль от реализации продукции в отчетном и плановом периоде и за счет каких факторов она изменяется в плановом периоде.
Решение.
1. Величина прибыли от реализации продукции в отчетном и плановом периоде:
По = 1000 ∙ (52000 - 47000) = 5 млн. руб.
Пnл = 1500 ∙ (48000 - 42000) = 9 млн. руб.
2. Прирост прибыли в плановом периоде:
ΔП = Пnл – По = 9 - 5 = 4 млн. руб.
3. Факторы, которые повлияли на увеличение прибыли:
а) изменение объема производства (ΔПн):
ΔПн =(Nnл - No) ∙ Пo.1 = (1500 - 1000) ∙ 5000 = 2,5 млн. руб.,
где Nnл , No - объем производства продукции в плановом и отчетном периодах;
По.1 - прибыль на единицу продукции в отчетном периоде;
б) изменение цен на реализованную продукцию (ΔПц):
ΔПц = Nпл (Цпл - Цо) = 1500 ∙ (48000 - 52000) = - 6 млн. руб.,
где Цпл, Ц0- цена единицы продукции в плановом и отчетном периодах;
в) изменение себестоимости продукции (ΔПс):
ΔПс = Nпл (Спл - Со) = 1500 ∙ (47000 - 42000) = 7,5 млн. руб.
где Спл, Со- себестоимость единицы продукции в плановом и отчетном периодах.
Произведем проверку: ΔП = ΔПн +ΔПц + ΔПс = 2,5 - 6 + 7,5 = 4 млн. руб. Следовательно, расчет выполнен правильно.
Прибыль от прочей реализации основных средств рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей за минусом налогов, включаемых в цену и выплачиваемых из выручки, и затраты, связанные с реализацией материальных ценностей (например, транспортировка, складирование и так далее.
Рассмотрим механизм формирования показателей прибыли (рис. 3.3).
Рисунок 1 - Схема формирования и распределения прибыли в организации
|
| |||||||||||
| |||||||||||
Рисунок – Общая схема распределения прибыли
|
|
|
Рисунок – Структурно-логическая модель факторного анализа формирования чистой прибыли
Рисунок – Схема распределения чистой прибыли