Методы плани­рования прибыли

Прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия. Как экономическая категория она свидетельствует о превышении доходов над текущими расходами. Доходы пред-. ставляются собой выручку от реализации продукции (работ, ус­луг), а также поступления от внереализационных операций, к которым относятся доходы от финансовых операций, торговли и внепроизводственной деятельности. Понятия «доходы пред-. приятия>>г «оборот» и «объем продаж» тождественны' (раздел 12.1). \, Текущие расходы — это себестоимость продукции (работ, услуг), издержки по финансовым операциям, торговле и лрочей вне-производственной деятельности. Если законодательство преду­сматривает налоги, выплачиваемые с выручки от реализации продукции (акцизы, налог с оборота, налог с продаж, фиксиро­ванный налог с индивидуальных предпринимателей и др.), то прибыль рассчитывается следующим образом:

Балансовая прибыль = Доходы - Налоги с продаж — Текущие расходы;

Чистая прибыль == Балансовая прибыль — Налоги из прибыли.

Если на предприятии были фактические штрафы, пени, неус­тойки, убытки, которые по действующему законодательству нель­зя отнести на текущие издержки, то чистая прибыль уменьшается на сумму упомянутых потерь. Этот показатель получил название прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Чистую прибыль распределяет собственник в соответствии с уставом предприятия. Если предприятие является акционер­ным обществом, то собрание акционеров принимает решение о плановом распределении чистой прибыли и заслушивает отчет руководителя предприятия о фактическом объеме и использова­нии прибыли.

Чистая прибыль (прибыль после налога или нераспределен­ная прибыль) отражается в отчете о прибыли и убытках как обоб­щающий результат деятельности предприятия (табл. 19.3 и 19.8). Чистая прибыль включается в собственный капитал балансапредприятия и свидетельствует о приросте активов. При завершении финансового года с убытками в балансе указывается минусовое значение обобщающего результата, что характеризует потерю капитала предприятия.

Планирование прибыли производится двумя методами — прямого счета и аналитическим. Метод прямого счета состоит в том, что прибыль рассчитывается по одному изделию и на весь объем производства. По каждому изделию или группам однород­ных изделий составляется калькуляция цены, в которой установ­лена плановая прибыль. При сформированном портфеле заказов балансовая прибыль от реализации продукции определяется пу­тем умножения прибыли по изделиям на их количество. Если производственная программа на плановый год не известна, что характерно для рыночной экономки, плановая прибыль jpacc4H-тывается аналитическим методом с использованием показателя прибыльности продаж и планового объема реализации.

Приведем пример расчета как продолжение планирования снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам (раздел 17.4).

1. Определяется прибыльность продаж по данным отчетного года (Пф):

_ Балансовая прибыль за отчетный год _ 275 _ „..-Фактическая выручка от реализации 5 380

2. Рассчитывается плановая балансовая прибыль по прибыль­ности отчетного года и плановой реализации продукции (БП„):

БП" = Плановый объем продаж хПф = 5 440x0,05 = 278.

3. Учитывается плановое снижение себестоимости в стоимос­тном выражении (СНП):

СНП = 5 440 х (1 - 0,05) х 0,0215 = 111.

4. Рассчитывается плановая балансовая прибыль от реализа­ции продукции по условиям планового года (БП^):5. Далее прямым счетом определяется планируемая прибыль от внереализационных операций

6. Определяется плановая величина балансовой прибыли по предприятию (БПП): """

БПП = 389 + 11 = 400.

7. Вычисляется чистая прибыль с учетом планируемой доли налогов из прибыли (например, 20 %):

ЧПП = 400 х (1 - 0,2) = 360.

Далее планируется распределение чистой прибыли в соответ­ствии с уставом предприятия (табл. 19.6). СуществуютJJH

к распределению прибыли.

^^^^

Первый — полное изъятие^истШТ1*ртбьшй*на потребление. СобственнТпГВсю чистую прибыль изымает в виде дивидендов на капитал. В таком случае у предприятия нет источника финанси­рования расширенного воспроизводства.

Второй — равное распределение чистой прибыли на потреб­ление "и Тйакоплёнйе. Чистая прибыль делится на две части — на накопление (капитализация прибыли) и на дивиденды (фонд по­требления). Это оптимальный вариант финансовой стратегии. С одной стороны, без накопления не будет развития предприя­тия, а следовательно, его ожидает снижение конкурентоспособ­ности продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчи­тывать на приток новых инвестиций в виде очередной эмиссии акций или заимствований.

Третий — преобладание потребления над накоплением. Зна­чительная часть чистой прибыли идет в фонд потребления для выплаты премий и вознаграждения персоналу в соответствии с коллективным договором, часть средств идет на накопление (приобретение основных фондов и прирост оборотных средств), минимальная величина — на выплату дивидендов собственни­кам. Этот подход ведет к стагнации предприятия и сокращению инвестиций. Низкая доходность собственного капитала не при





Подборка статей по вашей теме: