Прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия. Как экономическая категория она свидетельствует о превышении доходов над текущими расходами. Доходы пред-. ставляются собой выручку от реализации продукции (работ, услуг), а также поступления от внереализационных операций, к которым относятся доходы от финансовых операций, торговли и внепроизводственной деятельности. Понятия «доходы пред-. приятия>>г «оборот» и «объем продаж» тождественны' (раздел 12.1). \, Текущие расходы — это себестоимость продукции (работ, услуг), издержки по финансовым операциям, торговле и лрочей вне-производственной деятельности. Если законодательство предусматривает налоги, выплачиваемые с выручки от реализации продукции (акцизы, налог с оборота, налог с продаж, фиксированный налог с индивидуальных предпринимателей и др.), то прибыль рассчитывается следующим образом:
Балансовая прибыль = Доходы - Налоги с продаж — Текущие расходы;
Чистая прибыль == Балансовая прибыль — Налоги из прибыли.
Если на предприятии были фактические штрафы, пени, неустойки, убытки, которые по действующему законодательству нельзя отнести на текущие издержки, то чистая прибыль уменьшается на сумму упомянутых потерь. Этот показатель получил название прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Чистую прибыль распределяет собственник в соответствии с уставом предприятия. Если предприятие является акционерным обществом, то собрание акционеров принимает решение о плановом распределении чистой прибыли и заслушивает отчет руководителя предприятия о фактическом объеме и использовании прибыли.
Чистая прибыль (прибыль после налога или нераспределенная прибыль) отражается в отчете о прибыли и убытках как обобщающий результат деятельности предприятия (табл. 19.3 и 19.8). Чистая прибыль включается в собственный капитал балансапредприятия и свидетельствует о приросте активов. При завершении финансового года с убытками в балансе указывается минусовое значение обобщающего результата, что характеризует потерю капитала предприятия.
Планирование прибыли производится двумя методами — прямого счета и аналитическим. Метод прямого счета состоит в том, что прибыль рассчитывается по одному изделию и на весь объем производства. По каждому изделию или группам однородных изделий составляется калькуляция цены, в которой установлена плановая прибыль. При сформированном портфеле заказов балансовая прибыль от реализации продукции определяется путем умножения прибыли по изделиям на их количество. Если производственная программа на плановый год не известна, что характерно для рыночной экономки, плановая прибыль jpacc4H-тывается аналитическим методом с использованием показателя прибыльности продаж и планового объема реализации.
Приведем пример расчета как продолжение планирования снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам (раздел 17.4).
1. Определяется прибыльность продаж по данным отчетного года (Пф):
_ Балансовая прибыль за отчетный год _ 275 _ „..-Фактическая выручка от реализации 5 380
2. Рассчитывается плановая балансовая прибыль по прибыльности отчетного года и плановой реализации продукции (БП„):
БП" = Плановый объем продаж хПф = 5 440x0,05 = 278.
3. Учитывается плановое снижение себестоимости в стоимостном выражении (СНП):
СНП = 5 440 х (1 - 0,05) х 0,0215 = 111.
4. Рассчитывается плановая балансовая прибыль от реализации продукции по условиям планового года (БП^):5. Далее прямым счетом определяется планируемая прибыль от внереализационных операций
6. Определяется плановая величина балансовой прибыли по предприятию (БПП): """
БПП = 389 + 11 = 400.
7. Вычисляется чистая прибыль с учетом планируемой доли налогов из прибыли (например, 20 %):
ЧПП = 400 х (1 - 0,2) = 360.
Далее планируется распределение чистой прибыли в соответствии с уставом предприятия (табл. 19.6). СуществуютJJH
к распределению прибыли.
^^^^
Первый — полное изъятие^истШТ1*ртбьшй*на потребление. СобственнТпГВсю чистую прибыль изымает в виде дивидендов на капитал. В таком случае у предприятия нет источника финансирования расширенного воспроизводства.
Второй — равное распределение чистой прибыли на потребление "и Тйакоплёнйе. Чистая прибыль делится на две части — на накопление (капитализация прибыли) и на дивиденды (фонд потребления). Это оптимальный вариант финансовой стратегии. С одной стороны, без накопления не будет развития предприятия, а следовательно, его ожидает снижение конкурентоспособности продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчитывать на приток новых инвестиций в виде очередной эмиссии акций или заимствований.
Третий — преобладание потребления над накоплением. Значительная часть чистой прибыли идет в фонд потребления для выплаты премий и вознаграждения персоналу в соответствии с коллективным договором, часть средств идет на накопление (приобретение основных фондов и прирост оборотных средств), минимальная величина — на выплату дивидендов собственникам. Этот подход ведет к стагнации предприятия и сокращению инвестиций. Низкая доходность собственного капитала не при