Тема 2
Таблица 1.8. Структура Кодекса этики профессиональных бухгалтеров
Часть "А" | Часть "В" | Часть"С" |
1. Порядочность и объективность 2. Разрешение этических конфликтов 3. Профессиональная компетенция 4. Конфиденциальность 5. Налоговая практика 6. Международная деятельность 7. Обнародование ин формации | 1. Независимость 2. Профессиональная компетентность и обязанности в связи с использованием лиц, не являющихся бухгалтерами 3. Гонорары и комиссионное вознаграждение 4. Деятельность, не совместимая с публичной бухгалтерской практикой 5. Денежные средства клиента 6. Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами 7. Реклама и предложение услуг | 1. Конфликт обязательств по соблюдению лояльности 2. Поддержка коллег по профессии 3. Профессиональная компетентность 4. Представление информации |
В 2003 г. Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ принял Кодекс этики аудиторов России, который включает пять частей: введение, общественные интересы, цели, фундаментальные принципы, собственно Кодекс (шестнадцать статей), а также и приложения к Кодексу, раскрывающие применение принципов независимости к конкретным ситуациям. Российский Кодекс этики разработан в соответствии с международными этическими нормами, но вместе с тем он отражает специфику российского рынка аудиторских услуг.
|
|
В числе основных этических принципов, которыми аудиторы должны руководствоваться при проведении проверки, необходимо выделить следующие:
1. Аудитор должен быть прямолинеен, честен, объективен и не поддаваться возможному давлению со стороны кого бы то ни было, т. е. полностью быть независимым. Аудитор не должен проявлять предвзятого отношения или пытаться исказить объективную реальность.
2. Аудитор должен соблюдать правило конфиденциальности информации, предоставляемой клиентом. Аудитор не имеет право раскрывать третьей стороне информацию, полученную в ходе проверки, без особого разрешения клиента или если на то нет специальных законодательных требований.
3. Аудитор должен обладать необходимым уровнем компетентности, знаний, опыта. Аудитор не должен давать согласие на проведение аудита, если у него есть сомнения в достаточности уровня своей компетентности.
4. Аудитор должен обеспечить соответствие своей работы техническим и профессиональным стандартам, а также и нормативам бухгалтерского учета и аудита. Кроме того, аудитор обязан внимательно и умело следовать инструкциям клиентов.
5. Аудитор должен отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются объективные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц.
|
|
6. Аудитор при оказании услуг по вопросам налогообложения имеет право отстаивать позицию клиента при условиях соблюдения требований законодательства и не в ущерб профессиональной объективности и порядочности.
7. Аудитор не должен заниматься деятельностью, не совместимой с работой аудитора, например, одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе или другой деятельности, которые наносят ущерб порядочности, объективности и деловой репутации профессии.
8. Аудитор при отношениях с другими аудиторами должен соблюдать лояльность, доброжелательность и поддерживать деловые отношения, профессионально подходить к расхождениях во мнениях.
9. Аудитор при предоставлении публичной информации и рекламы должен исключить всякую возможность обмана или введения в заблуждения либо создания необоснованных ожиданий и уверенности потенциальных клиентов. Информация должна быть честной, прямой, выдержанной и не содержать сравнений, рейтингов и т. п.
В заключение необходимо отметить, что аудитор не должен при выполнении профессионального задания иметь никаких интересов (как действительных, так и кажущихся), которые могут считаться несовместимыми с этическими принципами.
Совет МФБ разработал Положение о политике в области внедрения и обеспечения соблюдения этических требований, которое содержит два параграфа:
• внедрение этических требований, где определено, что задача подготовки подробных этических требований, в первую очередь, возлагается на профессиональные организации каждой конкретной страны, даже если обязанность по опубликованию этих требований полностью или частично берет на себя законодательный орган этой страны; члены МФБ должны обеспечить возможность обращения за конфиденциальными консультациями и рекомендациями с целью разрешения этических конфликтов; организации-члены МФБ должны быть готовы обосновать любое отступление от этических принципов, в противном случае неспособность обосновать несоблюдение этических норм может рассматриваться как ненадлежащее профессиональное поведение, что приведет к дисциплинарным взысканиям.
• обеспечение соблюдения этических требований, где определено, что полномочия по применению дисциплинарных мер могут быть предоставлены законодательством или уставом профессиональной организации или другим регулирующим органом, при этом регулирующие органы могут нести солидарную или единоличную ответственность за применение дисциплинарных мер; расследования по дисциплинарным вопросам, как правило, будут возбуждаться на основании жалоб; по результатам расследования член МФБ или регулирующий орган будет принимать решение о возбуждении дисциплинарного производства, его решения могут быть обжалованы в установленные сроки; обычные дисциплинарные санкции включают: порицание, штраф, возмещение расходов, лишение права заниматься практикой, приостановление членства, исключение из членства.
2.1.Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности.
2.2.Условия договоренности о проведении аудита
2.3.Общие условия планирования аудита
2.3.1.Понимание бизнеса клиента
2.3.2.Определение уровня существенности
2.4.Оценка рисков и системы внутреннего контроля организации-клиента
2.5. Документирование аудиторской проверки