Понимание бизнеса клиента

Таблица 2.1. Содержание и направления общего плана аудита

Раздел Перечень вопросов
Знание бизнеса • Общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на бизнес субъекта • Важные характеристики субъекта, его бизнеса, резуль­таты финансово-хозяйственной деятельности и требова­ния к его отчетности, включая изменения, произошед­шие с даты предшествующего аудита • Общий уровень компетентности руководства
Понимание сис­тем бухгалтерско­го учета и внут­реннего контроля • Учетная политика, принятая субъектом, и ее изменения • Влияние новых норм бухгалтерского учета или аудита • Накопленное аудитором знание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также соответствующее внимание, которое предполагается уделить тестам кон­троля и процедурам проверки по существу
Риск и существен­ность • Ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска систе­мы контроля, а также определение важных направлений аудита • Установление уровней существенности для целей аудита • Возможность существенных искажений, в том числе за прошлые периоды, или мошенничества • Выявление сложных областей бухгалтерского учета, включая связанные с оценочными значениями • Возможное смещение акцентов в сторону конкретных областей аудита • Влияние информационной технологии на аудит • Работа подразделения внутреннего аудита и ее предполагаемое влияние на процедуры внешнего аудита
Характер, сроки и объем процедур Координация, на­правление рабо­ты, надзор за ней и ее анализ Прочие аспекты • Привлечение других аудиторов к аудиту компонентов, например филиалов, дочерних предприятий и подразделений • Привлечение экспертов • Количество проверяемых мест • Потребность в персонале • Возможность того, что допущение о непрерывности деятельности предприятия может оказаться под вопросом • Обстоятельства, требующие особого внимания, например существование связанных сторон • Условия договоренности об аудите и любые обязанно­сти, вытекающие из законодательства • Характер и сроки отчетности или другие формы инфор­мирования субъекта, предполагаемые условиями дого­воренности об аудите

Стандарт 310 «Знание бизнеса» объединяет следующие парагра­фы: введение, получение знаний, применение знаний и приложение (знание бизнеса — вопросы, подлежащие рассмотрению). Этот стан­дарт дает разъяснения относительно понимания знания бизнеса клиента и его важности для аудиторской фирмы. Полученные зна­ния о бизнесе клиента необходимы для:

• получения общих знаний экономики и отрасли — сферы функционирования субъекта, рассмотрения коммерческих рисков и действий руководства в связи с таковыми;

• выявления и понимания событий, операций и методов рабо­ты клиента;

• оп­ределения характера, сроков и объема аудиторских процедур и разработки общего плана аудита и программы аудита;

• определения уровня существенности и оценки того, насколь­ко выбранный уровень существенности остается адекватным;

• сбора аудиторских доказательств для определения их соответ­ствия и установления достоверности соответствующих утвер­ждений, лежащих в основе финансовой отчетности;

• анализа заявлений руководства и оценочных значений, уста­новления связанных сторон и их хозяйственных операций, выявления противоречивой информации (например, проти­воречивых заявлений), наведения справок и оценки обосно­ванности ответов;

• определения областей, где могут потребоваться специальные аудиторский анализ и навыки;

• выявления необычных обстоятельств (например, мошенниче­ства, несоблюдения законов и нормативных актов, неожидан­ной взаимосвязи статистических и операционных данных с отражаемыми в учете данными о финансовых результатах);

• анализа соответствия учетной политики и сведений, раскры­ваемых в финансовой отчетности.

Аудитор может получать сведения об отрасли и экономических субъектах из разных источников. Такими источниками, например, могут быть:

• предыдущий опыт работы с данным субъектом и его отрас­лью; беседы с сотрудниками субъекта (например, директора­ми и ведущими специалистами); беседы с внутренними ауди­торами и обзор отчетов внутренних аудиторов; беседы с дру­гими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному субъекту или в данной отрасли;

• беседы с компетентными людьми, не работающими в данном субъекте (например, отраслевыми экономистами, представи­телями отраслевых органов регулирования, заказчиками, по­ставщиками, конкурентами);

• публикации, относящиеся к отрасли (например, официальная статистика, обзорные материалы, статьи в профессиональных журналах, отчеты, подготовленные банками и дилерами, за­нимающимися операциями с ценными бумагами);

• законодательство и нормативные акты, в значительной

степе­ни влияющие на деятельность экономического

субъекта;

• посещение производственных помещений и

• административных зданий субъекта.

• документы, подготовленные субъектом (например, протоколы заседаний, материалы, рассылавшиеся акционерам и пред­ставленные органам государственного регулирования; рек­ламные материалы, годовые и финансовые отчеты за преды­дущие годы; бюджет, внутренние отчеты руководства; проме­жуточные финансовые отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтер­ского учета и системам внутреннего контроля; план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж). Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для оценки зна­ний о бизнесе клиента, приведен в приложении к данному стандар­ту и охватывает общие экономические и отраслевые факторы, дея­тельность субъекта и его систему управления, основные показатели и тенденции финансовой деятельности, внешние условия, влияю­щие на деятельность клиента и процесс подготовки финансовой от­четности, законодательную среду (приложение 5).

Знание бизнеса клиента является основой, в соответствии с ко­торой выражается профессиональное суждение аудитора. На всех стадиях аудиторской проверки аудитор вырабатывает суждения в от­ношении многообразных аспектов бизнеса клиента, т.е. применяет полученные знания. Поэтому необходимо, чтобы все участники (ау­диторы, ассистенты) аудиторской проверки получили достаточный объем знаний о бизнесе клиента для обеспечения определенного уровня ее качества. Аудитор должен проанализировать полученные знания о бизнесе клиента с точки зрения влияния на финансовую отчетность и установить соответствуют ли утверждения в финансо­вой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: