Таблица 2.1. Содержание и направления общего плана аудита
Раздел | Перечень вопросов |
Знание бизнеса | • Общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на бизнес субъекта • Важные характеристики субъекта, его бизнеса, результаты финансово-хозяйственной деятельности и требования к его отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита • Общий уровень компетентности руководства |
Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля | • Учетная политика, принятая субъектом, и ее изменения • Влияние новых норм бухгалтерского учета или аудита • Накопленное аудитором знание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также соответствующее внимание, которое предполагается уделить тестам контроля и процедурам проверки по существу |
Риск и существенность | • Ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска системы контроля, а также определение важных направлений аудита • Установление уровней существенности для целей аудита • Возможность существенных искажений, в том числе за прошлые периоды, или мошенничества • Выявление сложных областей бухгалтерского учета, включая связанные с оценочными значениями • Возможное смещение акцентов в сторону конкретных областей аудита • Влияние информационной технологии на аудит • Работа подразделения внутреннего аудита и ее предполагаемое влияние на процедуры внешнего аудита |
Характер, сроки и объем процедур Координация, направление работы, надзор за ней и ее анализ Прочие аспекты | • Привлечение других аудиторов к аудиту компонентов, например филиалов, дочерних предприятий и подразделений • Привлечение экспертов • Количество проверяемых мест • Потребность в персонале • Возможность того, что допущение о непрерывности деятельности предприятия может оказаться под вопросом • Обстоятельства, требующие особого внимания, например существование связанных сторон • Условия договоренности об аудите и любые обязанности, вытекающие из законодательства • Характер и сроки отчетности или другие формы информирования субъекта, предполагаемые условиями договоренности об аудите |
Стандарт 310 «Знание бизнеса» объединяет следующие параграфы: введение, получение знаний, применение знаний и приложение (знание бизнеса — вопросы, подлежащие рассмотрению). Этот стандарт дает разъяснения относительно понимания знания бизнеса клиента и его важности для аудиторской фирмы. Полученные знания о бизнесе клиента необходимы для:
|
|
• получения общих знаний экономики и отрасли — сферы функционирования субъекта, рассмотрения коммерческих рисков и действий руководства в связи с таковыми;
|
|
• выявления и понимания событий, операций и методов работы клиента;
• определения характера, сроков и объема аудиторских процедур и разработки общего плана аудита и программы аудита;
• определения уровня существенности и оценки того, насколько выбранный уровень существенности остается адекватным;
• сбора аудиторских доказательств для определения их соответствия и установления достоверности соответствующих утверждений, лежащих в основе финансовой отчетности;
• анализа заявлений руководства и оценочных значений, установления связанных сторон и их хозяйственных операций, выявления противоречивой информации (например, противоречивых заявлений), наведения справок и оценки обоснованности ответов;
• определения областей, где могут потребоваться специальные аудиторский анализ и навыки;
• выявления необычных обстоятельств (например, мошенничества, несоблюдения законов и нормативных актов, неожиданной взаимосвязи статистических и операционных данных с отражаемыми в учете данными о финансовых результатах);
• анализа соответствия учетной политики и сведений, раскрываемых в финансовой отчетности.
Аудитор может получать сведения об отрасли и экономических субъектах из разных источников. Такими источниками, например, могут быть:
• предыдущий опыт работы с данным субъектом и его отраслью; беседы с сотрудниками субъекта (например, директорами и ведущими специалистами); беседы с внутренними аудиторами и обзор отчетов внутренних аудиторов; беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному субъекту или в данной отрасли;
• беседы с компетентными людьми, не работающими в данном субъекте (например, отраслевыми экономистами, представителями отраслевых органов регулирования, заказчиками, поставщиками, конкурентами);
• публикации, относящиеся к отрасли (например, официальная статистика, обзорные материалы, статьи в профессиональных журналах, отчеты, подготовленные банками и дилерами, занимающимися операциями с ценными бумагами);
• законодательство и нормативные акты, в значительной
степени влияющие на деятельность экономического
субъекта;
• посещение производственных помещений и
• административных зданий субъекта.
• документы, подготовленные субъектом (например, протоколы заседаний, материалы, рассылавшиеся акционерам и представленные органам государственного регулирования; рекламные материалы, годовые и финансовые отчеты за предыдущие годы; бюджет, внутренние отчеты руководства; промежуточные финансовые отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж). Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для оценки знаний о бизнесе клиента, приведен в приложении к данному стандарту и охватывает общие экономические и отраслевые факторы, деятельность субъекта и его систему управления, основные показатели и тенденции финансовой деятельности, внешние условия, влияющие на деятельность клиента и процесс подготовки финансовой отчетности, законодательную среду (приложение 5).
Знание бизнеса клиента является основой, в соответствии с которой выражается профессиональное суждение аудитора. На всех стадиях аудиторской проверки аудитор вырабатывает суждения в отношении многообразных аспектов бизнеса клиента, т.е. применяет полученные знания. Поэтому необходимо, чтобы все участники (аудиторы, ассистенты) аудиторской проверки получили достаточный объем знаний о бизнесе клиента для обеспечения определенного уровня ее качества. Аудитор должен проанализировать полученные знания о бизнесе клиента с точки зрения влияния на финансовую отчетность и установить соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.