Процесс реализации

Продажа продукции (работ, услуг) - завершающий этап кругооборота средств в хозяйственной деятельности предприятия. Выручка, полученная от продажи продукции, используется предприятием для возобновления процессов снабжения и производства, на накопление, поощрение работников предприятия и другие цели.

Процесс продажи представляет собой комплекс операций по сбыту произведенной предприятием продукции покупателю. Факт продажи означает, что произведенная им продукция по ассортименту, качеству, срокам поставки и цене соответствует рыночному спросу. Только после того, как продукция реализована, предприятие может получить ответ на вопрос о том, сумело ли оно на средства, вырученные от продажи продукции, не только покрыть затраты на ее производство и сбыт, но и получить доход в форме прибыли. Или, иными словами, получить ответ на вопрос о том, каков же финансовый результат его основной производственной деятельности. Отсюда следует, что на этапе продажи продукции (работ, услуг) перед бухгалтерским учетом стоит триединая задача: отразить информацию об объеме продажи в ценах реализации, исчислить фактическую полную себестоимость проданной продукции, исчислить прибыль (убыток) от продажи.

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по реализованным:

- готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

- работам и услугам производственного и непроизводственного

характера;

- строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;

- товарам;

- услугам по перевозке грузов и пассажиров;

-транспортно - экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

услугам связи;

- предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

- предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации) и др.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу",20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

90-1 "Выручка";

90-2 "Себестоимость продаж";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-4 "Акцизы";

90-9 "Сальдо продаж".

На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.

На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Субсчет 90-9 "Сальдо продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Сальдо продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки", где накапливается в течении всего отчетного года.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Сальдо продаж". Окончательный финансовый результат по итогам отчетного года, выявленный на счете 99 «Прибыль / убыток» списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль / не покрытый убыток».

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Таким образом, процесс продажи продукции (работ, услуг) позволяет возместить затраты и выполнить обязательства предприятия перед бюджетом (по налоговым платежам), внебюджетными фондами, учреждениями банка и другими кредиторами. В процессе продажи также формируется конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: