double arrow

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНОЧНОЙ (ОБМЕНИВАЮЩЕЙ) ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

2

1.

Направленность личности, мотивация и мотивы

Характеристика индивида, личности, индивидуальности.

Каждый человек может рассматриваться, прежде всего, как индивид (от лат. Individuum - неделимое), т.е. как:

1) единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, но­ситель индивидуально своеобразных черт (задатки, вле­чения и т.д.);

2) отдельный представитель человеческой общности; соци­альное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее ору­дия, знаки и через них овладевающее собственным пове­дением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описыва­ют человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида:

— целостность психофизической организации;

— устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;

— активность.

Целостность указывает на системный характер связей меж­ду многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида.

Устойчивость определяет собой сохранность основных от­ношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариа­тивности.

Активность индивида обеспечивает ему способность к са­моизменению.

Слово «личность» (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали на себя актеры в древнегреческой драме. Скоморохи в XVII в. надевали маску, «накладную харю», личину, и историческое понятие личность восходит к этому корню.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жиз­ненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращен­ное к окружающим. Однако личность — это отнюдь не маска, а как раз то, что скрывается под маской.

Человек исполняет множество ролей, подчиняется множе­ству «ролевых» предписаний. В поликлинике он «больной», в театре — «зритель», на службе — «начальник» или «подчинен­ный», в семье «отец», «муж», «сын» и т.д. Примеряясь к тому, что от него ожидают, отвечая на «ролевые ожидания», человек едва успевает сменять маски, переходя, к примеру, от сыновней почтительности к отцовской строгости. Но личность к роли не сводится. Подобно тому как актер остается самим собой, играя злодея или благородного героя, личность — это носитель роли, но не совокупность этих ролей, хотя привычное исполнение ка­кой-либо роли накладывает отпечаток на личность человека.

Соответствие социальным ожиданиям — это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности. «Роль» — характеристика поведения человека, его соответствие социаль­но одобряемому образу.

Роль— это социальная функция личности, способ поведе­ния, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормам и зависящий от статуса (позиции) в обществе, в систе­ме межличностных отношений. Понятие роли в социальную психологию ввел Д. Мид.

Индивидуальное исполнение человеком ролей имеет опре­деленную «личностную окраску», зависящую от его знаний, Умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Диапазон и количество ролей, которые исполняет каждый человек, определяется многообразием социальных групп, в ко­торые человек включен, многообразием его видов деятельности и отношений.

Различают:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в си­стеме социальных отношений;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отвержен­ный, клоун и т.д.).

Кроме того, классифицируя роли, их подразделяют на:

1) активные, т.е. исполняемые в данный момент;

2) латентные — не проявляющиеся в данной ситуации.

Также различают:

1) роли институализированные (официальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую субъект входит;

2) роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В процессе общения часто формируются ролевые треуголь­ники, человек становится исполнителем роли либо преследова­теля, либо жертвы, либо спасителя.

Понятие «личность» предполагает наличие внутренней по­зиции по отношению к той роли, которую человек выполняет, соответствуя социальным ожиданиям. Личность — понятие бо­лее богатое, чем функциональная роль.

Индивид — «это всегда один из многих», он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противополож­ны как по объему, так и по содержанию.

В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особен­ных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно очень бедно, в этом понятии не фиксируются ни биологи­ческие, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

Под личностью подразумевается прежде всего индивидуаль­ность человека, но не биологическая, а социальная.

Итак, личностьэто:

1) человек как субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности;

2) системное качество индивида, определяемое включенно­стью в социальные связи и формирующееся в совмест­ной деятельности и общении.

Можно было бы сказать, что личность — это и есть соци­альная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных данных, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью — это его социальная самобытность.

В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говори­ли, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природ­ная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие лич­ности в той мере, в какой биологическое вообще влияет на со­циальное в человеке.

Согласно психологическим воззрениям индивидуальность — это человек, характеризуемый со стороны своих социально зна­чимых отличий от других людей; своеобразие психики и лично­сти индивида. Индивидуальность выражает самобытность индивида, его уникальную неповторимость.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, ха­рактера, в специфике интересов, качеств, процессов восприя­тия, интеллекта, потребностей и способностей индивида. Пред­посылкой формирования человеческой индивидуальности слу­жат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность появления инди­видуальности.

Индивидуальность, проявляемая в физических и физиологических свойствах и качествах, имеет биологическую природу и основана на генетическом коде, который передается по наследству от родителей. Психическая и социальная индивидуальность не заложена в генах, хотя и имеет в них определенные предпосылки, задатки, возможности. Психосоциальная индивидуальность складывается в процессе воспитания, образования и развития индивида. Процесс этот называется индивидуализацией и осуществляется он в противоречивом единстве с процессом социализации. Если индивидуализация – это процесс становления и совершенствования индивидуальности, то социализация – это процесс конкретно-исторического формирования и развития психосоциальных свойств и качеств индивида, благодаря которым он становится активным членом общества. Содержание процесса социализации заключается в том, что, с одной стороны, общество передает индивиду социально – исторический опыт, накопленные знания, культуру, правила и нормы поведения, ценностные ориентации и т.п., а с другой – все это так или иначе, в той или иной мере усваивает индивид.

Индивидуализация тесно связана с приобретением индивидом специфических свойств, качеств, признаков, форм деятельности, способов самопроявления. Чем специфичнее индивид в своих свойствах и качествах, тем больше у него возможностей для реализации собственной индивидуальности.

В качестве индивидуальности человек получает возможность выразить свою самостоятельность, развить свои задатки и способности, утвердить себя в обществе. Человек строит свою индивидуальность для себя, но вместе с тем и для других людей.

Так как человек формируется в конкретном социальном про­странстве и в конкретное время в процессе воспитания и прак­тической деятельности, то личность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных фактов.

Человек рождается не личностью, а биологической индивидуальностью. Личностью же он становится. Биологически (анатомо-физиологически) человек не предопределен к социальным свойствам и качествам. Он не предназначен даже к такому человеческому, биологическому качеству как прямохождение. Этому его приходится учить. Предоставленный самому себе организм ребенка так и остался бы чисто биологическим организмом – животным. И это подтверждается фактами попадания детей в сообщество животных (например, волков). Такие дети превращаются в животных. И даже когда возвращаются в общество, полноценными людьми так и не становятся.

Ребенка в процессе развития принуждают встать на задние конечности не потому, что две конечности лучше приспособлены для передвижения, а потому, чтобы освободить его передние конечности для функций, навязываемых чисто человеческим существованием, культурой, формами предметов, созданных человеком для человека и необходимостью пользоваться ими. По мере того, как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами общественной действительности.

Личность возникает тогда, когда индивид начинает осуществлять внешнюю деятельность по правилам, заданным ему извне – обществом, культурой. В свою очередь внешняя деятельность так или иначе связана с другими людьми: либо непосредственно, либо опосредованно (через вещи, правила и нормы поведения). Поэтому возникновение и существование личности предполагает реальное взаимодействие по меньшей мере двух индивидов связанных между собой через вещи и вещественно-телесные действия с ними.

Личность имеет сложную структуру. Возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и важные различия.

Так, в общей психологии под личностью обычно подразуме­вается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент со­циологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех соци­альных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли опре­деляются социальной структурой общества, различными соци­альными группами, в которые включен индивид.

Выдающиеся личности наглядно демонстрируют важную сторону любой личности. Эта сторона касается активности самого индивида в процессе формирования и развития личности. Хотя личность и формируется под влиянием внешних воздействий на нее (вещей, других людей, условий жизни и т.д.), но она не является результатом прямого наслаивания внешних воздействий. Индивид не пассивно, воспринимает внешние воздействия, а преобразует их в процессе своей деятельности. Поэтому, с одной стороны, человек становится личностью под влиянием внешних воздействий, а с другой стороны, сам делает себя личностью, утверждает себя как определенную личность. В любом своем действии (от повседневного поведения до героического поступка на поле боя) индивид передает окружающим частичку себя, утверждает ее как самобытная личность.

В своих действиях индивид сознательно или бессознательно считается с чертами своего организма и своей психики, так же, как он считается с внешними условиями и имеющимися у него средствами деятельности. Но, как показывают психологические исследования, не только эти факторы определяют личность. Существенным фактором в формировании личности выступает и сознание индивида, его желания, ориентации, установки, убеждения. Деятельность индивида и его формирование как личности начинается с того, что он действует ради того, чтобы поддержать свое существование. Но с возникновением личности (с определением его человеческой сущности) происходит переворот в побудителях деятельности. Индивид поддерживает свое существование не ради существования (как у животных), а ради развития и реализации своей личности (своей сущности), ради осуществления своего человеческого назначения (Подробнее об этом см.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политизат,1975.- С.225-226).

Поскольку личность представляет собой единство индивидуальности и социальности, единичного и общего, поэтому можно выделять в ней не только специфические, но и типические черты. В наиболее общем плане выделяют несколько социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и менеджеры и т.д. Главное для таких личностей – практическое преобразование природного или социального мира, изменение других людей и самого себя. Они “горят” на работе и находят в этом высшее удовлетворение, даже если плоды их деятельности весьма скромны.

Второй тип – “мыслители”. Это люди, которые глубоко осмысливают реальность, жизнь человеческую и поэтому слывут мудрецами. Они выступают “маяками” человечества, за что их часто обожествляют или объявляют пророками (правда, чаще после их смерти).

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют несправедливости общественного устройства, трагизм переломных этапов в развитии общества. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Так, поэт А. Белый еще в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а другой поэт А. Блок слышал “музыку” революции задолго до ее начала.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей. Милосердие и сострадание к другим людям они делают целью и смыслом своей жизни. К наиболее выдающимся из них можно отнести А. Швейцера, Мартина Лютера Кинга, Мать Терезу и других.

Выделенные четыре типа личности распространяются в определенной мере на всех людей. Каждого индивида можно отнести по преимуществу к тому или иному типу личности, либо к различным их сочетаниям.

Выделяются и менее общие типы личностей по самым различным признакам, по которым люди разделяются на всевозможные социальные группы. При этом каждый индивид будет сочетать в себе разные типы, ибо он входит не в одну, а в ряд малых и больших социальных групп. Например, индивид Смирнов, будучи любимым сыном, студентом, хорошим другом, любителем легкой музыки, русским, входит в соответствующие социальные группы. И относится, таким образом, к определенным данным и группам и типам личностей. В совокупности они характеризуют индивида как активного участника общественной жизни.

Социальный субъект.Социальный субъект своей активностью приспосабливает социальные структуры к своим интересам, вступает с ними в компромиссные отношения, делает им вызов, т.е. активно взаи­модействует с социально-культурными факторами.

Человек силой своего разума создал материальный мир, ре­альность которого превосходит многие образы волшебных ска­зок и утопий. Но, создавая все новые материальные блага, чело­век потерял из виду свою главную цель — самого себя. Сегодня мы далеко не всегда знаем ответы на вопросы: Что такое чело­век? Как он должен жить? Как направить его разум и чувства на развитие самого себя и окружающих его людей и природу? Мо­гущество машин, материальный успех, харизма лидеров и т.п. становятся порой источником норм и ценностных сужде­ний человека.

Для того чтобы узнать, что хорошо или плохо для человека, надо знать его природу. Личность нельзя понять, если не рас­сматривать ее в целостности, включая и потребность поиска от­вета на вопрос о смысле существования человека, поиска норм, в согласии с которыми ему надлежит жить, т.е. необходимо рас­сматривать человека в его телесно-духовной целостности. Данный подход предполагает уверенность в том, что цель человека — быть самим собой, а условие ее достижения — быть человеком для себя. Следовательно, источники норм этического поведе­ния следует искать в самой человеческой природе. Исходя из этого вещь (или услуга) может быть хорошей (полезной), если она хороша для человека, ею пользующегося. Имеется в виду при этом, что критерием оценки является благополучие данно­го человека. Добродетель каждого человека состоит в его уни­кальной индивидуальности, а ценностные суждения основаны на особенностях существования человека и значимы лишь в кон­тексте его существования.

Признание того, что благо есть то, что хорошо для человека, вовсе не предполагает его эгоизма, так как в данном случае че­ловек обретает себя, свое благополучие только в родстве и соли­дарности с другими людьми (если благо одного человека зло для другого — благополучия быть не может). Человек способен фор­мировать верные нормативные принципы и нормы поведения. Конечно, человек может адаптироваться к неудовлетворитель­ным условиям существования и в процессе адаптации вырабо­тать определенные эмоциональные и ментальные реакции, но он не может изменить свою собственную природу. Под влиянием реакций, возникающих в ходе приспособления, человек в конце концов изменит сами условия той или иной культурной среды.

Человеческая эволюция обусловлена, с одной стороны, его адаптируемостью, а с другой — определенными неразрушимы­ми свойствами природы человека. Последние заставляют его никогда не прекращать поиска условий, более соответствующих его внутренним потребностям.

Любой человек — это не обособленный индивид, а взаимо­действующий с другими людьми, с природой, с самим собой.

Проблема личностив философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и ис­тории. Личность при этом рассматривается как индивидуальное выражение и как субъект общественных отношений и общения и деятельности. Качество общественных отношений и общение оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, на ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность.

Деятельность — это основа, на которой происходят разви­тие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоут­верждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые ил­люзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно Конфуций не толь­ко «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а Ари­стотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто уча­ствуют в состязаниях». Деятельностный подход к анализу обще­ственных структур выдвигает на первый план проблемы человека, его потребностей.

Социально-деятельная сущность человека формируется прежде всего в процессе социализации индивида. Социализа­ция — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком соци­ального опыта прежде всего через его включенность в опреде­ленные общественные отношения, формы общения и виды де­ятельности. При этом социализация осуществляется и в фило­генезе (формирование родовых свойств и качеств человека), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).

Как в плане исторического развития человека, так и в онто­генезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. А.Н. Леонтьев писал, что «личностью не родятся, личностью становятся» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176). Так как социализация — это процесс динамический, то личность — это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремле­ниях, — это уже деградирующая личность. Деградация личнос­ти происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле, его поступки запрограммированы, не ос­тается места свободе выбора.

Лишение индивида общения и возможности выбора также отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочув­ствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний, и это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности. Но еще более отрица­тельное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей.

Человек, лишенный собственного мировоззрения, соб­ственных мыслей и взглядов, — это уже не личность. Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рас­судка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсут­ствуют разум, воля и, следовательно, свобода действий, не мо­гут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловлен­ные и потому, по сути, не их поступки.

Мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущностии обусловленных ею поступков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего ком­понента включаются направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззре­ния, нравственностью и ответственностью. Безусловно, соци­альная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным, миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуаль­но-нравственные и волевые качества, чем больше его жизнен­ные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом аспекте она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы творчества и добра. При этом личность возвы­шается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плод своей деятель­ности и после своей биологической смерти.

Во взаимодействии человека с природой, самим собой, дру­гими людьми проявляется та или иная поведенческая ориента­ция человека. Э. Фромм выделяет следующие типы ориента­ции: рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыноч­ную, плодотворную.

Каждая из них отражает особенности конституции каждого индивида. В рамках изучаемой дисциплины нас интересует ры­ночная ориентация личности человека.

В завершение темы хотелось бы еще раз уточнить понятия «индивид» и «личность». Если попытаться представить себе чет­кие границы этих понятий, то окажется, что понятие «индивид» шире понятия «личность», оно будет как бы родом, а «лич­ность» — его видом. Человека, в свою очередь, можно рассмат­ривать в двух аспектах, соответствующих этим двум понятиям, с одной стороны, человек является индивидом, подобным всем остальным, с другой — личностью, индивидуальностью.

Бердяев отличал личность от индивида, рассматривая ее как духовную сущность и качество человека. «Как образ и подобие Бога, — пишет он, — человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духов­но-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Лич­ность не может быть частью чего-то...».

Однако трудно согласиться с антропологическим дуализ­мом, который пытается утвердить Бердяев и который приводит его к отрицанию социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким дру­гим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим лич­ность, — это не слова, а дела, и, видимо, не случайно, но даже в Священном Писании говорится о воздании «каждому по делам его». И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступ­ков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть свободной личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. И если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Та­ким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно не­обходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без от­ветственности — это произвол. Поэтому ответственность в не меньшей, а в большей степени является атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.

Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность под­линной личности, требующие постоянного творчества, посто­янных мук совести, страданий и переживаний, очень редко со­четаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и ответственность ее перед собой и людьми.

Характеристикой современной социальной среды служит рынок. Рыночное превосходство меновой ценности над полезно­стью распространяется и на человеческие взаимоотношения. Человек начинает воспринимать себя как товар, а собственную ценность (полезность) ощущает через меновую, так как его ма­териальный успех (материальное благополучие) во многом за­висит от признания его полезности (как личности) теми, кто пла­тит за его услуги или нанимает на работу и платит заработную плату. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: ценностью является меновая ценность, для кото­рой полезность есть хотя и необходимое, но недостаточное ус­ловие. Успех зависит в основном от того, насколько хорошо че­ловек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка»... Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает.

Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Не­обходима способность вступать в состязание со многими други­ми. Данное обстоятельство формирует у человека определен­ную установку по отношению к самому себе. Он начинает вос­принимать себя и как товар, и как его продавца одновременно. В определенной мере справедливо замечание о том, что человек заботится не столько о себе, о своей жизни, сколько о том, что­бы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару человек должен быть «в моде» на личностном рынке, а чтобы «быть в моде», он должен знать, какой вид (тип) личности пользу­ется повышенным спросом. Подобные знания человек получа­ет в процессе первичной социализации, затем вторичной, далее в определенные периоды своей жизни — в процессе подготови­тельной и повторной социализации, когда весьма существенно меняются условия внешней социальной среды (в данном слу­чае — рыночной). Огромную роль в данном процессе играет и реклама. В то же время рынок порождает и своеобразное това­рищество: каждый вовлечен в одну и ту же конкретную борьбу, встречается с одними и теми же требованиями рынка. Рыноч­ные ценности акцентируют заботу каждого о себе, предполага­ют собственную инициативу и ответственность за сделанные выборы. В этих условиях каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружаю­щей социальной реальности, во-вторых, изменение ее посред­ством активной собственной деятельности. И в этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности.

Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плю­сы и минусы, представленные ниже (по Э. Фромму) в табл. 1.

Рыночная ориентация, следовательно, основывается на от­даленности от других людей, по отдаленности, проявляющейся в дружеской форме. Она предполагает легкость контактов, по­верхностность связей; отдаленность же от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере. Чем полнее ин­дивид реализует свои возможности, тем больше положительных сторон проявляется в его рыночной ориентации.

Если учесть все вышерассмотренное, то будущий специа­лист сервисных сфер деятельности должен понять, что без зна­ний основ сервисологии — науки о природе, принципах и методах индивидуального обслуживания населения, учитывающих индивидуальность человека как целостной личности, его потреб­ности, интересы и ценностные ориентации, психологическое своеобразие и жизненный стиль, без понимания личностных особенностей человека, формирующегося в современных рыноч­ных условиях, невозможно быть успешным профессионалом.

Таблица 1

Положительные стороны Отрицательные стороны
Целеустремленность Пользование случаем
Готовность к обмену Непоследовательность
Моложавость Ребячливость
Устремление вперед Неучитывание будущего или прошлого
Свободомыслие Беспринципность
Общительность Неспособность к уединению
Экспериментирование Бесцельность
Недогматичность Релятивизм
Действенность Сверхактивность
Любознательность Бестактность
Понятливость Умничанье
Контактность Неразборчивость
Терпимость Безразличие
Остроумие Глуповатость
Щедрость Расточительность
2

Сейчас читают про: