S O
Отправителем и получателем сообщения могут быть отдельные люди и общественные институты - правительства, партии, фирмы и т.п. В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек.
В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто отправителем или получателем сообщения признается коллегиальный или институционализированный субъект. К примеру, Ассоциация российских банков объявляет о проведении своего очередного съезда. Никто и не замечает, что отправителем выступает некий неодушевленный институциональный субъект. При этом понятно, что сам текст сообщения написан и направлен конкретным человеком. Но условно считается, что автор и отправитель этого сообщения – Ассоциация российских банков. Коммуникантом является организация.
Акт коммуникации не состоится, если сообщение не будет реализовано в каком-то коде. Ведь сообщение не может быть
абстрактным куском смысла, оно обязательно воплощается в
какой-то материальной форме - в письме, устном пересказе, в последовательности размахивания сигнальными флажками и т.п. Форма, которая служит для материального воплощения сообщения, называется в теории коммуникации кодом.
S O
Код
В обычной коммуникации между людьми таким кодом является язык. Однако возможны и другие виды кодов и мы многими из них пользуемся – звуки музыки, жесты, прикосновения, мимика, шифры, формулы, дорожные знаки, графические знаки и пиктограммы, даже физические предметы' и т.д. – все, что может быть носителем символического значения.
Анализ феномена кода приводит нас еще к одному важному обстоятельству коммуникации: сообщение надо закодировать, то есть выразить средствами кода, и раскодировать, то есть понять. Так появляются дополнительные элементы в модели муникативного акта.