double arrow

Сообщение

S код O

кодирование декодирование (понимание)

Для того чтобы смысл сообщения дошел до получателя не просто должен быть понят – он должен элементарно физичеки доити до адресата. Здесь появляется понятие канала связи. Будем считать, что в нашей модели он уже выражен стрелкой.

Канал связи иногда может быть представлен физически имено как канал, как, например, телефонная линия связи. Не

зря иногда говорят, что каналы или линии связи

перегружены. Это означает, что коммуникация затруднена – канал не справляется с объемом передаваемой информации.

Как только речь заходит о физической передаче

сообщения, неизбежно возникает вопрос о передатчике и приемник,информации. Соответственно, передатчик находится на входе в канал связи, а приемник - на выходе. Если рассматривать коммуникацию с использованием радиосвязи, то передатчик и приемник здесь таковыми и являются. Если же говорить о речевой коммуникации, то передатчиком являются органы речи, а приемником – органы слуха. Если говорить о письменной коммуникации, то передатчиком следует признать пишущую ручку (пишущую машинку, компьютер), а приемником - читающий глаз и так далее.


S кодирование


тлф


сообщение

код


тлф


Декодиование (понимание) О


В каждом коммуникативном акте неизбежно присутствуют помехи, или шумы. Это могут быть внешние физические помехи или накладывающиеся параллельные

коммуникации" - все то, что физически затрудняет передачу

и восприятие сигналов коммуникации. Низкий уровень шумов может не повлиять на качество коммуникации.

Высокий уровень шумов может привести к тому, что часть сообщения будет утеряна или искажена, то есть адресат

неадекватно или не полностью воспримет сообщение. Критически высокий уровень шума может привести к тому,

что сообщение не будет декодировано или вообще не будет получено, то есть коммуникативный акт не состоится. Таким образом, в модели абстрактного коммуникативного акта надо

обязательно учитывать фактор шума.


S кодирование


тлф


сообщение

код


шум

тлф


Декодиование (понимание) О


Для преодоления шумов и повышения качества коммуникации, например, при "радиосвязи, часто используют повтор слов или даже сообщении (радисты говорят дважды:

«прием, прием» и т.п.). Точно так же применяется повторение, если используется малознакомый код –

например, общение идет на плохо освоенном языке. Понятно, что если сообщение повторить несколько раз, то снижается

вероятность, что шумы испортят сообщение или его часть. А

значит, возрастает вероятность его правильного восприятия. С точки зрения теории коммуникации это явление называется избыточностью кода.


Стоит отметить, что избыточность кода естественным образом присутствует и в нашей повседневной речевой коммуникации – подспудно мы стараемся повысить вероятность правильного понимания нашего сообщения. Такая возможность заложена в самой системе языка, ведь грамматический строй и лексический состав любой фразы позволяют в какой-то мере восполнить недостающие или испорченные сигналы. Это легко проверить.

К примеру, если заляпать часть этого текста кляксами (создать «шумы»), то общий его смысл все равно будет понятен. Соответственно, чем больше клякс, тем меньше понятно, чем меньше клякс, тем больше понятно. Но в целом наша естественная коммуникация (речь) настолько избыточна, что позволяет нам понимать друг друга даже при определенных потерях информации из-за шума. Лингвисты уверяют, что язык избыточен примерно наполовину. То есть можно затереть помехами, условно говоря, каждое второе слово в радиовыступлении или вымарать каждое второе слова на странице текста - и все равно содержание будет в общих чертах воспринято правильно. Вот такой запас прочности нашего речевого кода. В нашей схематической модели обозначим такое качество коммуникации, как избыточность, пунктирной линией, направленной так же, как и линия, символизирующая передаваемое сообщение по каналу.


S кодирование


тлф


сообщение

код


шум

тлф


Декодиование (понимание) О


Коммуникация является неким действием, а всякое действие предполагает замысел и какой-либо соответствующий результат. Поэтому уместно говорить о цели коммуникации и эффекту, который достигается в результате коммуникации.

Вот как определяет это понимание коммуникации известный американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Д Лассуэлл: Who says what to whom in which сhаnnеl with what еffect? («Кто сказал, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом»). Формула Лассуэлла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии.



Сейчас читают про: