Модель коммуникативного акта

Субъекта на объект с последующей возможной обратной связью. Согласно деятельностному подходу, коммуникация - это обмен информацией, взаимодействие, в ходе которого участники выступают субъектами и объектами попеременно.

Согласно механистическому подходу, коммуникация - это передача информации, однонаправленный процесс, предполагающий некое информационное воздействие


Целью такого обмена информацией в человеческом общении является выработка некоего совместного знания, подхода, взгляда - как раз то, что описывается латинским

словом communico.

Если при обычном обмене стороны лишаются чего-то в обмен на приобретаемое, то при обмене информацией

участники не лишаются «своей» информации, а приобретают

еще и дополнительную, новую. В этом принципиальная особенность информационного обмена и его отличие,

скажем, от обмена то таким образом, коммуникация как

обмен информацией неизбежно ведет к увеличению количества информации у каждого участников коммуникации. Это очень важное свойство коммуникации, существенно влияющее, например, на бурное развитие современного информационного общества.

Коммуникация – это деятельность, направленная на регулирование совместной деятельности, иначе говоря, метадеятельность (сверх-, над- деятельность). В этом смысле коммуникация прямо соотносится с управлением, которое тоже является метадеятельностью, то есть служит для организации других деятельносгей. И в самом деле: общаться

- значит неким образом влиять на поведение собеседника, то есть управлять им. Общение – это всегда воздействие, в

большей или меньшей степени.

А управление – это всегда общение. Управление без общения в той или иной форме – невозможно. Зачем мы

вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и

каналов коммуникации мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (статья в газете, письмо


или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план эксперимента), развлечь (анекдот или художественный фильм), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (реклама, пропаганда).

Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и

описывать, и предупреждать, и объяснять).

Коммуникация обслуживает те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные

потребности, поддержание отношений с другими людьми,

убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми, объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение сведений, осознание мира и нашего опыта в нем, проявление творческой натуры и воображения.

Суммируя определения и существенные обстоятельства коммуникации можно сказать, что коммуникация - это такое взаимодействие с помощью знаков, при котором происходит обмен информацией, ведущий к накоплению информации для соорганизации людей.

Процесс коммуникации условно может быть разделен на отдельные фрагменты – коммуникативные акты. Соответственно, в каждом коммуникативном акте отражена суть коммуникации, а коммуникация является непрерывной чередой коммуникативных актов, сливающихся в единыи процесс.

Любой акт коммуникации обязательно предполагает наличие трех элементов: субъекта (отправителя, адресанта),

объекта (получателя, адресата) и сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: