double arrow

В. 4.5. Основы судебной системы РФ. В. 4.3. Реформа федеральных органов исполнительной власти 2004 г

В. 4.3. Реформа федеральных органов исполнительной власти 2004 г.

В. 4.2. Статус, состав, полномочия Правительства РФ и основные функции федеральных органов исполнительной власти в целом

Тема 4. Законодательные и исполнительные основы государственной власти в России

В. 4.1. Федеральное Собрание - парламент в системе органов государственной власти

В. 4.4. Структура федеральных органов исполнительной власти (с 2004 г.)

В. 4.1. Федеральное Собрание - парламент в системе органов государственной власти

В системе госорганов Федеральное Собрание — парламент РФ играет роль представительного и законодательного органа России.

Главные функции парламента:

• представление многонационального народа России с учетом федеративного устройства государства;

• законодательная деятельность на федеральном уровне.

Принципы деятельности парламента РФ:

• независимость от других органов госвласти;

• невмешательство в работу других органов госвласти;

• взаимодействие с другими органами госвласти в рамках компе­тенции.

Парламент РФ состоит из 2-х палат Государственной Думы и Совета Федерации. Госдума представляет народ Российской Федерации в целом. Состо­ит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, пря­мых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и фор­мируется из представителей от законодательной и исполни­тельной власти субъектов федерации и соответственно состоит из 166 членов(по 2 от каждого субъекта).

Основныепринципы избранияГосударственной ДумыФС РФ[3]:

1. Государственная Дума Федерального Собрания РФ избирается непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Выборы проходят по пропорциональной системе:

депутатские мандаты распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу по­данных голосов округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутат­ских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает бюллетень с названиями партий (блоков), участвующих в выборах по стране в целом. Избиратель может голосовать только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

2. Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, дос­тигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депу­татом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года. Не имеют избирательного права лица, признанные судом не­дееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уго­ловное наказание в виде лишения свободы.

К распределению депутатских мандатов в общефе­деральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистри­рованные федеральные списки, которые:

• набрали 7 и более % голосов по стране, при условии, что таких списков не менее 3 и вместе они получили более 50% голосов избирателей;

• если списки, получившие 7 и более % голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также спи­ски, набравшие менее 7% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

• если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более % голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 7% го­лосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 7 и более %, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 7% го­лосов, до того как общее число списков, допущенных к рас­пределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают ко­личество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по обшефедералъному округу не­состоявшимися, если:

• ни один список не наберет 7 и более % голосов изби­рателей, пришедших на выборы;

• в выборах примет участие менее 25% зарегистрированных из­бирателей;

• списки, набравшие более 5% голосов, вместе наберут 50 или менее % голосов.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госду­мы. Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях.

• трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительст­ва Российской Федерации;

• двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

• вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если во­прос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ,

Роспуск Государственной Думы невозможен:

• втечение одного года со дня ее избраним;

• в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президен­та РФ;

• в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.