В. 4.2. Статус, состав, полномочия Правительства РФ и основные функции федеральных органов исполнительной власти в целом

Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ[4].

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федера­ции Федерального Собрания РФ" от 05.08.2000 № 113-ФЗ ус­тановил, что членом Совета Федераиии может быщь избран (на­значен): гражданин РФ; достигший 30-летнего возраста; обладающий правом избирать и быть избранным в федераль­ные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя:

один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

• один избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной власти субъекта РФ:

назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

• в 3-дневный срок указанное решение направляется в предста­вительный (законодательный) орган для утверждения;

• вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов предста­вительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначе­нии данного кандидата;

• представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от органов законодатель­ной власти субъекта РФ:

избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;

• на срок полномочий данного представительного (законодательно­го) органа;

• если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается по­очередно от каждой палаты на половину срока полномочий дайной палаты.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначен­ный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об из­брании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Важным вопросом является определение компетенции парламента РФ.

Компетенция - объем полномочий, посредством которых рас­крываются функции того или иного государственного органа. Обычно парламенты имеют 3 главные функции :1. принятие законов;2. утверждение бюджета;3. контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).

Виды компетенции парламента РФ:

общая — направленность деятельности парламента в целом;

специальная вопросы исключительного ведения, как прави­ло, закрепленные в конституции.

Наиболее важные направления общей компетенции Федерального Со­брания:

• финансы;• оборона и безопасность;• международная политика.

Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:

• утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;

• утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;

• решает вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны;

• назначает выборы Президента РФ;

• отрешает Президента РФ от должности в порядке импичмента;

• назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего Ар­битражного Судов;

• назначает и смещает Генерального прокурора РФ;

• назначает и смещает зам. председателя Счетной пала­ты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции :

• дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

• решает вопрос о доверии Правительству РФ;

• назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;

• назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и поло­вину состава ее аудиторов;

• назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;

• объявляет амнистию;

• выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импи­чмента.

Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет ее исполни­тельную власть. В состав Правительства РФ входят:

• Председатель Правительства РФ;

• заместитель Председателя Правительства РФ;

• федеральные министры.

Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуще­ствляет Президент РФ. Непосредственный руководитель Правительства РФ — Предсе­датель Правительства РФ, который: • утверждается Госдумой ФС РФ; • большинством голосов от общего числа депутатов; • по предложению Президента РФ.

Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:

• две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;

• одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.

В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает его своим указом и распускает Госдуму.

Председатель Правительства РФ в недельный срок после утвер­ждения представляет Президенту РФ для назначения на долж­ности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. Правительство РФ осуществляет свои полномочия до оконча­ния срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сло­жение полномочий Правительством РФ:

• по воле Президента РФ;

• в случае вынесения вотума недоверия Правительству РФ Гос­думой при согласии Президента РФ;

• по собственной инициативе Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ вырабатывает основные на­правления деятельности правительства и организовывает его работу. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ сла­гает свои полномочия.

Правительство РФ в пределах своих общих полномочий:

• организует реализацию внутренней и внешней политики Рос­сийской Федерации;

• осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

• обеспечивает единство системы исполнительной власти в Рос­сийской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

• формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

• реализует предоставленное ему право законодательной ини­циативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление час­ти своих полномочий, если это не противоречит Конститу­ции РФ и федеральным законам.

Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Конституция РФ определяет круг исключительных (специаль­ных) полномочий Правительства РФ. Это:

• разработка и представление Госдуме федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление ответа об испол­нении бюджета;

• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики в РФ;

• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, эко­логии;

• управление государственной собственностью;

• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

• обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собст­венности и общественного порядка; борьба с преступностью;

• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конститу­ции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. Акты, противоречащие данным документам, могут быть отменены Президентом РФ.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, из­даются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие норма­тивного характера, издаются в форме распоряжений Прави­тельства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат исполнению на всей территории РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглав­ляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительствоэто не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав самого правительства - малочисленный (обычно не более 20 человек - Председатель Правительст­ва РФ, заместители и министры). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуще­ствлению исполнительной власти и деятельность которых ко­ординируется и контролируется Правительством РФ, но сами эти органы в состав Правительства РФ не входят.

Федеральный орган исполнительной власти государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного управления (например, внешняя торговля, юстиция, оборона и др.). Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории Россиии обычно имеет двухсту­пенчатую структуру, которую образуют:

центральный орган исполнительной власти (например: Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.);

территориальные отделения федерального органа исполнитель­ной власти (например: Управления юстиции, Управления внутренних дел (УВД) в краях, областях, районах и т. д.).

Основными функциями федеральных органов исполнительной власти являются:

принятие нормативных правовых актов — издание на основа­нии и во исполнение Конституции РФ, федеральных консти­туционных законов, федеральных законов обязательных для ис­полнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

• контроль и надзор:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнени­ем органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами об­щеобязательных правил поведения;

выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридиче­ским лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов;

• издание индивидуальных правовых актов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: