Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ[4].
Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 05.08.2000 № 113-ФЗ установил, что членом Совета Федераиии может быщь избран (назначен): гражданин РФ; достигший 30-летнего возраста; обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.
От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя:
• один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
• один избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной власти субъекта РФ:
• назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;
• в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения;
• вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата;
• представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ:
• избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;
• на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа;
• если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий дайной палаты.
Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).
Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).
Важным вопросом является определение компетенции парламента РФ.
Компетенция - объем полномочий, посредством которых раскрываются функции того или иного государственного органа. Обычно парламенты имеют 3 главные функции :1. принятие законов;2. утверждение бюджета;3. контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).
Виды компетенции парламента РФ:
• общая — направленность деятельности парламента в целом;
• специальная — вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в конституции.
Наиболее важные направления общей компетенции Федерального Собрания:
• финансы;• оборона и безопасность;• международная политика.
Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:
• утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;
• утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;
• решает вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны;
• назначает выборы Президента РФ;
• отрешает Президента РФ от должности в порядке импичмента;
• назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного Судов;
• назначает и смещает Генерального прокурора РФ;
• назначает и смещает зам. председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции :
• дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• решает вопрос о доверии Правительству РФ;
• назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;
• назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;
• назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;
• объявляет амнистию;
• выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.
Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет ее исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят:
• Председатель Правительства РФ;
• заместитель Председателя Правительства РФ;
• федеральные министры.
Общее руководство деятельностью Правительства РФ осуществляет Президент РФ. Непосредственный руководитель Правительства РФ — Председатель Правительства РФ, который: • утверждается Госдумой ФС РФ; • большинством голосов от общего числа депутатов; • по предложению Президента РФ.
Максимальные сроки внесения предложения по кандидатуре Председателя Правительства РФ:
• две недели после вступления вновь избранного Президента РФ в должность или отставки предыдущего состава правительства;
• одна неделя после отклонения кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ.
В случае трехкратного отклонения Госдумой кандидатур на должность Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает его своим указом и распускает Госдуму.
Председатель Правительства РФ в недельный срок после утверждения представляет Президенту РФ для назначения на должности кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. Правительство РФ осуществляет свои полномочия до окончания срока работы Президента РФ. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительством РФ:
• по воле Президента РФ;
• в случае вынесения вотума недоверия Правительству РФ Госдумой при согласии Президента РФ;
• по собственной инициативе Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ вырабатывает основные направления деятельности правительства и организовывает его работу. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
Правительство РФ в пределах своих общих полномочий:
• организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
• осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
• обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
• формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
• реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Конституция РФ определяет круг исключительных (специальных) полномочий Правительства РФ. Это:
• разработка и представление Госдуме федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление ответа об исполнении бюджета;
• обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики в РФ;
• единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• управление государственной собственностью;
• обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
• обеспечение законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка; борьба с преступностью;
• иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Акты Правительства РФ - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. Акты, противоречащие данным документам, могут быть отменены Президентом РФ.
Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат исполнению на всей территории РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство — это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав самого правительства - малочисленный (обычно не более 20 человек - Председатель Правительства РФ, заместители и министры). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, но сами эти органы в состав Правительства РФ не входят.
Федеральный орган исполнительной власти — государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного управления (например, внешняя торговля, юстиция, оборона и др.). Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории Россиии обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют:
• центральный орган исполнительной власти (например: Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.);
• территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (например: Управления юстиции, Управления внутренних дел (УВД) в краях, областях, районах и т. д.).
Основными функциями федеральных органов исполнительной власти являются:
• принятие нормативных правовых актов — издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
• контроль и надзор:
• осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
• выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
• регистрация актов, документов, прав, объектов;
• издание индивидуальных правовых актов;