double arrow

Элементарные правила корректного формулирования целей

Мотивация построения карьеры. Движущая сила успешной карьеры всегда — либо жела­ние компенсировать свои слабости и преодолеть комп­лекс неполноценности, либо естественное стремление к самовыражению. Помимо этого существует ряд других факторов, побуждающих человека двигаться по жизни вперед. Об этом и говорят различные теории мотивации.

Этапы становления карьеры

№ № Этап карьеры Возрастной период Краткая характеристика Особенности мотивации (по Маслоу)
11. Предварительный (подготовительный) До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор области (получение профессионального образования) Безопасность, социальное признание
22. Становление (адаптация) До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное признание, независимость
33. Продвижение (или консолидация карьеры) До 45 лет Профессиональное развитие, «кризис середины жизни» Социальное признание, самореализация
44. Завершение (этап зрелости) До 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены Удержание социального признания
55. Пенсионный (завершающий) После 65 лет Занятие другими видами деятельности Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Самая знаменитая из них — теория Маслоу — утверж­дает, что человеком движут пять основных потребностей: физиологические, в безопасности, в личностном статусе, социальном и, наконец, потребность в самовыражении. Потребности более высокого уровня — в социальном ста­тусе и в самовыражении — подчиняют себе потребности уровня более низкого — физиологические и безопас­ности. Так, автогонщик на опасной трассе пренебрегает безопасностью и отчаянно рискует своей жизнью только для того, чтобы оказаться на пьедестале почета и таким образом самоутвердиться.

Согласно концепции Херцберга, на отношение к рабо­те влияют два фактора — гигиенический и собственно мотивационный. Гигиенический фактор связан с общи­ми условиями труда, с системой оплаты и вознагражде­ний. Мотивационный — с возможностью проявить себя, выразиться в собственном творчестве и в принятии реше­ний. Если этого нет, то работа не принесет полного удов­летворения, без чего человек не может достичь в ней хо­рошего результата.

В теории Мак-Клелланда людьми движут потребнос­ти во власти, успехе и сопричастности.

Ориентированные на власть руководители желают командовать и распоряжаться, подчинять себе других людей. Д. Мак-Клелланд показал, что успешные лидеры в больших иерархических организациях испытывают сильную потребность во власти, меньшую — в достиже­нии, и еще более меньшую — в принадлежности к како­му-либо коллективу. Последняя дает им ощущение неза­висимости в своих действиях.

Ориентированные на власть, как правило, обладают хорошими организаторскими способностями. За глаза таких людей нередко называют карьеристами, вкладывая в это понятие негативный смысл. Но важно видеть век­тор власти — направляет ли ее руководитель на собствен­ное благо или на благо фирмы и общества в целом. В от­личие от цивилизованного карьериста беспринципный карьерист использует данную ему власть и прилагаемые к ней материальные средства исключительно для своего блага.

Для властолюбивого человека самое большое значе­ние имеют так называемые иерархические стимулы, сре­ди которых: стремление быть на самом высокому посту в организации; желание красоваться перед другими людьми и производить на них впечатление; уверенность в себе и отсутствие страха в борьбе с конкурен­тами за высокий пост; настойчивость и умение добиваться от подчиненных вы­полнения своих требований; желание заниматься организационными и административ­ными вопросами.

Неуемное стремление к власти нередко отталкивает прежних соратников и соисполнителей от чрезмерных властолюбцев. Поэтому нередко свои победы им приходиться праздновать в одиночку или в окружении подха­лимов.

Люди, ориентированные на успех, в противопо­ложность этим властолюбцам, предпочитают профес­сиональные стимулы. Они любят делать дело, резуль­таты которого приносят им удовлетворение и высоко оцениваются окружающими. В работе для них очень важно почувствовать вызов своим силам. Поэтому они не особенно любят работать в группе, а предпочи­тают работать в одиночку, когда их достижения хоро­шо видны.

Ориентированные на профессиональный успех от­личаются стремлением знать как можно больше о сво­ем предмете, большой организованностью в работе, по­становкой реалистических целей и стремлением доби­ваться их осуществления. Хорошая карьера для них — возможность заниматься любимым делом.

Работники, ориентированные на сопричастность больше всего ценят не саму работу, а дружеское общение и наличие друзей. Соответственно хорошая карьера для них — по­падание в дружный и дающий хорошую психологичес­кую защиту коллектив.

Для нормального функционирования организации ей необходимы каждый из перечисленных типов ра­ботников. Нужен тот, кто умеет организовывать и объ­единять людей общими целями. Нужны те, кто умеет хорошо выполнять требуемую работу. Наконец, нужны те, которые могут скреплять коллектив положитель­ными эмоциями.

Согласно теории справедливости Адамса, человек считает свою карьеру хорошей, если он видит, что с ним поступают по справедливости, то есть результаты его труда оплачиваются так же, как и результаты его колле­ги или же работников того же уровня квалификации на аналогичных производствах.

В процессуальной теории мотивации Аткинсона ин­дивиды делятся на два типа — одни стремятся к успеху, другие стремятся избежать неудачи. Первые — это те, которые стремятся к успеху любой ценой.

Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. Сре­ди них мы видим студента, мечтающего сдать сопромат на спасительную троечку, директора завода, желающе­го любой ценой закрыть квартальный план, торговца, желающего «спустить» неходовой товар.

Девиз тех, кто избегает неудач: «Главное — не по­беждать, а участвовать». И они по-своему тоже правы. Они живут в соответствии со своими установками, в ла­ду со своей психологией. Но большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никог­да не приходит.

В мотивационной теории ожидания Врума-Портера человек строит свою карьеру и переход с одной ступени на другую исходя из учета своих ресурсов, привлекатель­ности вознаграждения, соответствия усилий результа­там. Но когда вы делаете карьеру, самое главное — соот­ветствие реалий жизни вашим ожиданиям.

Движущие силы карьеры. 1. Автономия. Человеком движет стремление стать независимым, чтобы получить возможность все делать по-своему, что возможно благодаря высокой должности, статусу, авторитету и заслугами, с которыми все вынуждены считаться.

2. Технико-функциональная компетентность. Человек старается быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать сложные проблемы. В деятельности он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. Как правило, такие люди безразличны к деньгам, но ценят признание со стороны администрации и коллег.

3. Безопасность и стабильность. В качестве основной задачи рассматривают получение должности, дающей гарантии.

4. Управленческая компетентность. Человек стремится к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, статусными символами, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.

5. Предпринимательская креативность. Люди стремятся создать или организовать что-то новое, т.е. заниматься творчеством. Соответственно, основной мотив карьеры – обретение необходимых для этого власти и свободы, которые представляет данная должность.

6. Потребность в первенстве. Человек стремится к карьере ради того, чтобы быть первым, «обойти» своих коллег.

7. Стиль жизни. Человек пытается интегрировать потребности личности и семьи, например, интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую высоко оплачиваемую работу, свободу передвижения и т.д.

Перспективы развития карьеры предоставляет ряд преимуществ работнику:

1) более высокую степень удовлетворительности от работы в организации, предоставляющей возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; 2) четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать и другие аспекты собственной жизни; 3) возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности; 4) повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Организация получает преимущества: мотивированных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы (1); возможность планировать профессиональное развитие работника с учетом их личных интересов (2); планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника опеределения потребностей в профобучении (3); группу заинтересованных в личностном росте, подготовленных сотрудников.

Итак, обобщим данные всех выше приведенных тео­рий мотивации. Факторами, стимулирующими людей к карьерному продвижению являются: природное стремление к росту — стать сегодня несколько лучше, достичь большего по сравнению с тем, что было вчера; потребность хорошо выполнять свой долг и свои обязан­ности; уважение к себе со стороны окружающих за хорошо выпол­ненную работу; интерес к работе; служебное повышение; деньги; признание руководства; самостоятельность; отсутствие внешнего контроля; хорошие условия труда; дружный коллектив.

Так же следует, что изучение личности в связи с ее карьерой осуществляется с учетом различных переменных: развивающихся характеристик личности; стадий, этапов и кризисов на протяжении профессионального пути; направлений и форм развития личности; различных моделей карьерного поведения.

Анализ материала показал, что эффективность карьеры заключается в преобладании с одной стороны лидерских и коммуникативных качеств личности, а с другой таких доминирующих, как самоконтроль и темперамент.

В специальной литературе выделено несколько поведенческих вариаций человека, строящего карьеру: альпинист, иллюционист, мастер, муравей, коллекционер, узурпатор.

Альпинист - высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля. Человек, делающий карьеру сознательно, с полной внутренней отдачей.

Иллюзионист - высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля. Такой человек склонен использовать благоприятные обстоятельства. Манипулирует окружающими, не берет на себя ответственность. Ориентирован на имидж или личный, или компании.

Мастер - высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля. Для такого человека важна интересная, насыщенная жизнь. Для него важно изведывать неизведанное.

Муравей – низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля. Двигая муравья по служебной лестнице, важно давать ему опору в качестве компетентных заместителей или грамотного руководителя более высокого звена.

Коллекционер - низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля. Четко «хотел бы быть начальником». Коллекционер считает, что знает все, но не решается приступить к работе, поскольку это может подорвать его неустойчивое внутреннее равновесие и слабую веру в свои силы. При наличии наставника может стать грамотным специалистом. Нуждается в тренинге или курсе повышения квалификации.

Узурпатор - низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля. Ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. «Узурпатор» принимает ответственные решения, но доведением результата до конца должны заниматься его подчиненные. Можно рекомендовать участие в тренинге личностного роста.

Таким образом, удачное удовлетворение потребности человека реализовать себя, свои потенциальные и физические возможности в той или иной деятельности составляет жизненный успех.

В.А. Поляков утверждает: «Сделать карьеру – обозначает добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. Имеется престижность с точки зрения общественного мнения. А под высоким уровнем дохода подразумевается доход, получаемый 10-15% наиболее состоятельных людей».

Технология успеха в профессиональной деятельности.Принцип равновесия и баланса: выберите из объективных возможностей то, что подходит именно Вам и действуйте. Если есть сопротивление – важно вовремя остановится.

Принцип технологии успеха в профессиональной деятельности включает следующие мероприятия: 1) в формулировании собственной цели; 2) выделение двух групп условий – способствующих и препятствующих цели; 3) из первой группы выбираются те условия, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы; 4) из второй группы – выделить те, которые можно изменить, и те, которые изменить нельзя, какие из них преобладают? 5) если преобладают условия, которые можно изменить – необходимо действовать; 6) постараться обойти непреодолимые условия; 7) если препятствия велики – надо переждать, отказаться от поставленной цели, переключиться на другую.

Динамика профессионального успеха. Успех или везение – важный и часто единственный шанс изменить себя и свой статус в профессии. Главное: быть внимательным к началу профессионального успеха и не упускать момент, когда возникает профессиональное везение.

Правило эффективного действия и достижения профессионального успеха: в момент удачи и везения следует выложиться до конца.

Психотехника профессионального успеха. Вспомните внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности, каким были Вы:

- спокойным и уверенным, как-будто знали, что у Вас все получиться;

- отстраненным и охлажденным, проявляя внешнее равнодушие к тому, что произойдет;

- горячим и напряженным, страстно желающим достичь успеха;

- искренне удивленным, не ожидавшим, что получится такой хороший результат;

- чувствовали состояние внутренней свободы;

- вообще ничего не чувствовали, полностью растворяясь в деятельности.

Правило: внутреннее состояние успешности индивидуально для каждого человека. Данное состояние следует запомнить, уметь быстро психотехнически настраивать себя на него.

Мягкая стратегия «включения» в профессиональную деятельность такова: «маленькими шажками», терпеливо и постепенно входить в новое дело или занятие. Медленно и осторожно раскручивать пружину своей внутренней энергии, набирая опыт и уверенность в себе.

Уровень мотивации работника и профессиональный успех.Успех в работе возникает тогда, когда работник внутренне свободен, раскрепощен и не испытывает слишком сильного желания чего-то достичь.

Эффективный темп профессионального успеха. Закон успеха: успех произойдет тогда, когда должен произойти.

Критерий правильной оценки своего внутреннего состояния состоит в следующем: если человек чувствует себя спокойно, сбалансированно и способен принимать взвешенные решения, - он сохранил активность и высокую эффективность своей деятельности.

Прогнозирование и профессиональный успех. Правило: не мечтать ни о чем заранее. Постепенно, шаг за шагом, двигаться в нужном направлении.

Фактор целеполагания и профессиональный успех. Правило: останавливаться на какое-то время, если идет сопротивление, но не отступать от своей цели (если она остается значимой). Психологи утверждают, что в стрессовой ситуации надо снизить свою активность, расслабиться и успокоиться. Но для активных людей путь только один: усилить свою активность. Активный человек может сказать себе: «я обязан сделать все, что могу, чтобы решить эту проблему».

Если проблема в настоящий момент объективно не разрешима, надо выбрать другую цель и переключить свою энергию на ее достижение (ремонт квартиры, машины, дачи и др.). Желательны активные действия по улучшению своего здоровья: бег, плаванье.

Усиление собственной активности в проблемный период имеет два положительных момента.

1. Активный человек, принимающий усилие, становится более уверенным в себе хотя бы потому, что он верит, что добъется своего.

2. Достижение любой другой цели для активного человека – это не только возможность переключиться, но и получить удовлетворение и радость от того, что он чего-то добился. Например: новые шторы, новое платье – и в жизни есть светлые моменты.

Успешные стратегии построения профессиональной карьеры. Вхождение в кабинет включает в себя: накопление специальный знаний и вхождение в круг приближенных ведущего лидера, занимающего одну из важных позиций в данной сфере или отрасли.

Успешным становится человек, имеющий солидную записную книжку: от телефонов водителей до визиток министров. Важные качества: доброжелательность, открытость, умение поддерживать длительные деловые контакты без конфликтов в различных сферах и социальных слоях (от рабочего до директора). Личное обаяние связано с чувствованием конъюнктуры, преданностью, надежностью.

Умение держать удар. Прочность касается профессионализма, силы характера, стойкости, способности идти к своей цели, преодолевая препятствия.

Умение начать с нуля. Многие известные люди, добившиеся высокого социального и должностного положения, 2-3 раза в жизни теряли все, терпели неудачу.

Независимость от статуса и положения. Успешные люди не проявляют сверхзависимости от своего положения. С одной стороны, они очень уверены в себе и своих возможностях. А с другой, они легко идут на снижение, переходя в другую сферу деятельности, опережают конкурентов и снова вырываются наверх. Такую внутреннюю гибкость чаще проявляют женщины. Именно поэтому женщины становятся более успешными, чем мужчины.

Сохраняют спокойствие, избегают потрясений те, кто сумел найти положительные стороны в снижении и потере высокого должностного положения, например: освободилось время; снизилась ответственность; можно заняться своей профессией, которая была любимой и приносила удовлетворение.

Планирование – умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планирование не импровизация и требует аналитического мышления, т.е. немалых умственных усилий.

По словам Томаса Эдисона: «Нет такой уловки, к которой не прибегал бы человек, чтобы избежать настоящих трудностей, связанных с процессом мышления».

Планирование карьеры состоит в определение целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Реализация целей развития карьеры представляют последовательность должностей, на которых необходимо поработать, чтобы занять целевую должность, а также набор средств, требуемых для приобретения квалификации – курсов по профобучению, стажировок, изучению иностранного языка, компьютерных инноваций.

Существует несколько моделей планирования и развития карьеры. Наиболее распространенной является модель партнерства. Партнерство включает сотрудничество трех сторон – работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов.

Реализация плана развития карьеры зависит от самого сотрудника, а также от средств, обеспечивающих реализацию плана:

План – это документ, в котором фиксируются жизненные цели и средства их достижения, или программа действий по достижению жизненного успеха. Планы делят на: текущие (до одного месяца); краткосрочные (до 3 месяцев); среднесрочные (до 1 года); долгосрочные (1 год и более).

Как правило, люди ставят себе цели, носящие материальный характер: больших размеров квартиру, машину, дачу, больше денег.

Цель – предвосхищение в сознании человека результата, на достижение которого направлены его действия. Запланированная цель – это и есть руль в индивидуальном или коллективном движении по жизни. Определяя жизненную цель, или направление деятельности, человек фактически делает выбор, устремляет свои усилия в данном, а не в ином направлении.

Главное заблуждение многих людей заключается в том, что главная жизненная проблема – деньги. Будут деньги и будет все – материальный достаток, карьера, семейное счастье. Социальное положение.


Сейчас читают про: