double arrow

Стимулирование частных инвестиций населения

В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.

Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости, сбережения на непредвиденный случай.

Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.

Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.

Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.

С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколько степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.

Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, товары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника и т.д. Финансовые активы включают все виды платежных и финансовых обязательств, в том числе наличные деньги, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а также титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов.

Фактическая разница между совокупными денежными доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следовательно, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики.

Для активизации частных инвестиций населения необходима новая региональная политика доходов, которая включает в себя три следующих блока: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения, стимулирование сбережений, управление активами.

Первый блок является основополагающим. Повышение уровня доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении было бы снижение налогового бремени на доходы частных лиц. Это в большей степени прерогатива федеральных властей.

Однако и региональные власти могут оказать воздействие на повышение уровня доходов в регионе путем установления подоходных налоговых ставок налогообложения, снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест, привлечения в экономику региона инвестиционных ресурсов.

Повышение денежных доходов населения возможно также путем разрешения регионального бюджетного кризиса, решения проблемы неплатежей, проведения своевременной индексации заработной платы, оптимизации структуры занятости.

Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений. Здесь, помимо чисто экономических механизмов, политика доходов должна включать определенные пропагандистские установки. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность умножаться в результате свободного выбора инвестиций. При этом не стоит стимулировать рост потребительских расходов на предметы роскоши, товары, не имеющие инвестиционной цели. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15—20% годового дохода, что является стандартным показателем для среднего класса США.

Третий блок политики доходов — разработка системы управления активами. Это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте. Валютные и рублевые «кубышки», золотые украшения, являющиеся традиционными средствами сбережения в России, практически не работают на финансовых рынках и сужают резервы частных инвестиций. Сложной проблемой в рамках этого являются государственные гарантии частным инвесторам, легализующим свои доходы.

До тех пор пока условия для официальной институционализации теневых капиталов не созданы, они не станут легально инвестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежнему будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рынки, фактически обескровливая экономику региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: