double arrow

Градостроительных образований

Планировочная структура жилых

Наиболее ярким отражением сущности современного градостроительного жилого образования является его планировочная структура. Она характеризуется взаимосвязанным размещени­ем структурных составляющих: специализированных (функциональных) зон, природных компонентов, транспортных и пешеходных связей (рис.4.2).

Планировочная структура является основой формирования жилой среды, прежде всего, её композиции. Отношения между функциональными зонами в планировочной структуре строятся на противоположных принципах совместимости или несовместимости, связи или изоляции отдельных составляющих и зон. Например, размещая в жилой среде участок для культового здания (церкви, костела) его следует изолировать от территории жилых домов, в то же время, остается задача обеспечения удобного доступа прихожан.

Планировочное структурирование территории жилых образований - творческий процесс, в котором происходит взаимоувязка трассировки основных транспортных и пешеходных путей, размещение важнейших узлов тяготения населения и основных функциональных зон. Все делается, чтобы обеспечить удобные внутренние и внешние связи жителей, создать благоприятные санитарно-гигиенические условия проживания и, наконец, обеспечить индивидуальный архитектурно-художественный облик жилой среды (рис. 4.3).

Исторический экскурс.В качестве примера приводитсянеординарный подход к организации планировочной структур селитьбы. Творчество Ивана Леонидова (1902-1959 гг.) – одна из вершин советской архитектурной мысли 20-х годов прошлого столетия. В своем первом градостроительном проекте для Магнитогорска архитектор (проект создавался под его руководством совместно с группой студентов) выразил концепцию нового типа расселения. По его представлению, в пространстве жизни людей не должно было быть улиц-коридоров, периметральной застройки, дворов, деления на мелкие замкнутые кварталы. В своем проектеИ. Леонидов отделяет транспортные магистрали от жилой застройки, добивается ее гармоничной связи с производством и естественной природой. Создает «функцио­нально-поточную систему планировки», состоящую из параллельных ленточных зон промышленности, транспорта, жилья и отдыха.

Планировочный каркас жилых территорий.«Подобно тому, как стены, опоры и балки определяют тектонику зда­ния, так границы, улицы и дороги формируют планировочную структу­ру города», - написал известный теоретик градостроительства Я.В. Косицкий (рис. 4.4). В основе планировочной структу­ры любого градостроительного образования лежит плани­ровочный каркас (опорный каркас территории). Впервые этот термин было предложено ввести в практику в семидесятых годах в работах А.Э. Гутнова. Профессор МАрхИ в своей книге «Эволюция градостроительства» разъяснял: «…интенсивно освоенные, выгодно расположенные участки городских территорий становятся наиболее устойчивыми во времени, относительно неизменными элементами градостроительной системы (это в значительной степени оправдывает использование для его обозначения термина «каркас»).

Опорный каркас территории формирует совокупность центров (планировочных узлов) и планировочных осей. Перед созданием планировочной структуры жилого образования, анализируются и определяются планировочные оси и узлы высших уровней (городского и районного). После чего приступают к формированию плани­ровочного каркасауже на уровне жилого образования, поиску важнейших планировочных осей (транспортных и пешеходных путей сообщения) и узлов (основных фокусов тяготения населения).

Элементами заполнения каркасных составляющих являются функциональные зоны, включающие группы жилых домов, объекты торгового культурно-бытового обслуживания, школы, детские сады, парки жилых районов, коммунальные зоны.

В современной практике проектирования широко пользуются понятием «каркас». Например, при разработке градостроительных жилых образований, наряду с общим «планировочным каркасом» применяют термины «транспортный каркас», «пешеходный каркас», «природно-ландшафтный каркас» и другие. Узлами транспортного каркаса служат пересечения и примыкания улиц в одном уровне, транспортные площади, пешеходные переходы через улицы, многоуровневые транспортные развязки, остановки общественного транспорта, места автостоянок и гаражей. Осями транспортного каркаса в первую очередь служат улицы, ограничивающие кварталы, микрорайоны. Пешеходный каркас жилого образования состоит из осей – пешеходных путей, и узлов – фокусов тяготения пешеходов.


Сейчас читают про: