double arrow

Гуманистические идеи

Реформация и специфика Северного Возрождения.

В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Реформация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам философии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере.

Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало:

1). Ослабление монополии католической церкви,

2). Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма,

3). Честный труд как главный показатель истинной веры.

В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов.

Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-философской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека.

Освобожденное от схоластики мышление требовало величественных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами раннего Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джотто и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формировании итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери(«Божественная комедия»), Франческо Петрарка(«Сонеты») и Джованни Боккаччо(«Декамерон»). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями.

В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи («Джоконда»), Рафаэль Санти(«Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»). Их называют «титанами Возрождения», так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой.

В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо.

Если итальянское искусство формировалось под влиянием античных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание пантеизм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.


Сейчас читают про: