double arrow

Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре

Тема 4. Культурные процессы в литовско-польский и польско-казацкий период.

4. 1.Общая характеристика, идейные и эстетические основы Ренессанса в европейской культуре.

4. 2. Реформация и специфика Северного Возрождения.

4. 3. Исторические условия и социально-политические причины формирования ренессансной культуры Украины.

4. 4. Братства и их просветительская деятельность.

4. 5. Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой.

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV - XVI века. Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Искусствоведом Джорджи Вазари был предложен термин «Возрождение» или Ренессанс, который подчеркивал связь новой культуры с античностью.

Возрождение началось в Италии, которая являлась преемницей античной культуры. Она получила в наследство города, остатки системы образования, научные труды и произведения искусства. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры:

1). Происходило становление нового типа городов-коммун, ставших центрами антифеодальной борьбы;

2). Появлялись первые мануфактуры, формировались социальные слои буржуазии и наемных рабочих;

3). Великие географические открытия (Колумбом, Магелланом, Марко Поло, Америго Веспуччи и др.) способствовали активной колонизации коренного населения;

4). Расширилась торговая деятельность, складывалась развитая банковская система;

5). Начавшийся процесс секуляризации (ослабление роли церковного влияния) в науке, искусстве, образовании, государственном управлении привел к усилению монархической власти и формированию централизованных государств;

6). Активизировался интерес к опытному знанию, точным и естественным наукам, развивалась литература на национальных языках; Исследования Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно в области астрономии позволили утвердить гелиоцентрическую систему, доказавшую ложность геоцентрического учения.

7). Изобретение книгопечатания (Й. Гуттенбергом в 1445г.) способствовало распространению литературных и научных произведений;

8). Появился спрос на людей творческой деятельности – музыкантов, архитекторов, скульпторов, художников, ювелиров, поэтов. Также требовались образованные специалисты – бухгалтера, инженеры, юристы, врачи. Эти люди составили особый слой общества – интеллигенцию. В их среде и зародилось художественно-литературное движение – гуманизм. Его главной идеей была борьба за права и свободу личности.

Творцы новой культуры - гуманисты прославляли любовь к человеку, восхищались его духовной и телесной красотой, отрицали культ аскетизма. Презирали невежественных людей. Утверждали, что достоинство, благородство может определяться не происхождением, богатством или властью, а энциклопедической ученостью. Гуманисты выступали против феодальных привилегий и господства католической церкви, способствовали распространению идей либерализма. Созданная гуманистами культура разрушила господствующую в обществе строгую аскетическую мораль Средневековья. Интеллектуалы Возрождения стремились доказать, что корни европейской цивилизации уходят в античность. Благодаря их деятельности, разыскивались произведения искусства древних мастеров, научные рукописи греческих и римских философов, изучались языки.

Все это создало основу для формирования нового мировоззрения – антропоцентризма. Культивировалось чувство собственного достоинства человека, его индивидуализм, стремление к знаниям. Эталоном времени стал человек-творец, гений, универсал.

Одновременно с гуманизмом в это время получило распространение философское учение пантеизм, в соответствии с которым Бог отождествлялся с природой, следовательно, человек, созданный «по его образу и подобию», становился ему равным.

Гуманизм не был народным движением, так как его идеи были доступны только узкому кругу образованных людей (ученым, художникам, политикам). Поэтому он характеризуется как элитарный. Основная масса сохраняла приверженность христианской вере и католической церкви.


Сейчас читают про: