double arrow

Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

- объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

- объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко вторым – хозяйственные процессы и их результаты.

Хозяйственные средства предприятия составляют:

1) основные средства – здания, машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь и др. действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваясь постепенно, что позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам;

2) нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в т.ч. на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа по установленным нормам;

3) оборотные средства – сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и др. используются в одном акте производства, и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей со стороны предприятия. К группе оборотных средств относятся остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров;

4) денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства предприятия;

5) средства в расчетах – дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, по полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.;

6) отвлеченные средства – суммы прибылей, подлежащие перечислению в бюджет в виде налогов, и суммы, использованные на образование специальных фондов предприятия.

Зная примерный состав хозяйственных средств предприятия, рассмотрим, за счет каких источников они могут быть образованы и получены.

1.Источники собственных средств

Уставный фонд – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Прибыль – сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до отчетного периода от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами.

Специальные фонды – суммы неиспользованных фондов накопления и потребления, резервного фонда и др., неиспользованные резервы предстоящих расходов и платежей, по сомнительным долгам и др.

Резервы и финансирование – сумма неиспользованных по целевому назначению резервов и пр.

2.Кредиты и другие заемные средства

Кредиты банка – сумма полученных долгосрочных и краткосрочных ссуд банка (непогашенные)

Заемные средства – сумма выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, акций предприятия и облигаций, краткосрочные и долгосрочные займы и др.

Расчеты и прочая кредиторская задолженность – сумма задолженности поставщикам за товары и услуги, по выданным векселям, по авансам полученным, по оплате труда, по страхованию, бюджету и др.

Стоимостной и натурально-вещественный состав хозяйственных средств предприятия определяется спецификой его производственно-хозяйственной деятельности, основу которой составляют три хозяйственных процесса:

1)заготовление – приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для удовлетворения производственных и хозяйственных нужд;

2)производство – выполнение основной задачи предприятия – изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ;

3)реализация – осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, и выручка от реализации продукции, работ, услуг зачисляется на расчетный счет или возникает дебиторская задолженность.

В результате учета процесса заготовления и производства путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия (перерасход), а в учете процесса реализации – прибыль (доход) или убытки.

Отсюда вытекает, что главными задачами бухгалтерского учета являются:

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами( учредителями, собственниками и лицами, вложившими средства, капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;

- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются:

- документация;

- инвентаризация;

- счета;

- двойная запись;

- баланс;

- отчетность;

- оценка;

- калькуляция.

Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разрабатываемых и утверждаемых в установленном законодательством порядке.

Элементы метода бухгалтерского учета (кратко):

1. Документация– письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы, в том числе, на бумажных машиночитаемых носителях информации, обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами. Установлено, что такими реквизитами являются:

· Наименование предприятия;

· Наименование документа;

· Номер документа;

· Дата;

· Краткое содержание хозяйственной операции;

· Количественное и денежное выражение хозяйственной операции;

· Подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию.

Первоочередные требования к документам:

- своевременность составления;

- полнота и достоверность информации.

2. Инвентаризацияпозволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности или потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации проверяется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

3. Счета и двойная запись.Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активный и пассивный. Свое название они получили от названия сторон бухгалтерского баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по и составу и размещению, пассивные – для учета источников хозяйственных средств и их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково. Это таблица двухсторонней формы , левая сторона которой – дебет, а правая – кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало и конец отчетного периода и оборотов за этот отчетный период по дебету и кредиту. Необходимо помнить, что при одинаковом строении счетов бухгалтерского учета назначение дебета и кредита в активных и пассивных счетах различно, что видно из следующих схем счетов.

Схема активного счета
Дебет Кредит
Остаток (сальдо) хозяйственных средств на начало отчетного периода  
Хозяйственные операции, вызывающие увеличение (+)хозяйственных средств в отчетном периоде Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств (-) в отчетном периоде
Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный период Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период
Остаток на конец отчетного периода равен остатку на начало отчетного периода + оборот по дебету – оборот по кредиту Ск = Сн + Одт - Окт  
Схема пассивного счета
Дебет Кредит
  Остаток (сальдо) источников хозяйственных средств на начало отчетного периода
Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) источников хозяйственных средств в отчетном периоде Хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств (+) в отчетном периоде
Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный период Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный период
  Остаток на конец отчетного периода равен остатку на начало отчетного периода + оборот по кредиту – оборот по дебету Ск = Сн + Окт - Одт

Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и кредиту другого счета), что и называется двойной записью.Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, та как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство всегда свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми возникает такая связь , называются корреспондирующими. Для составления правильной корреспонденции счетов необходимо знать, что все хозяйственные операции делятся на 4 вида (типа).

Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на аналитическиеисинтетические.

Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов в едином денежном измерителе (выражении). Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности , прежде всего, баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако, для оперативного учета и руководства работой предприятия, контроля и планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для организации расчетов с рабочими и служащими, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные, частные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия.

Счета, предназначенные для такого вида учета, называются аналитическими.Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей, и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении.

Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:

1. сальдо одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся;

2. суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов соответственно по дебету и кредиту всех аналитических счетов, к нему относящихся.

Понятно, что если синтетический счет активный, то и относящиеся к нему аналитические счета активные.

По способу регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете различают записи в хронологическом и систематическом порядке.

Хронологическая запись предусматривает отражение хозяйственных операций в последовательности их совершения и оформления документами независимо от их содержания. С этой целью разработаны специальные бланки, формы журналов регистрации хозяйственных операций.


Сейчас читают про: