Работа по исполнению экспортных сделок

В работе по исполнению экспортных сделок выделим пять основ­ных блоков (направлений) действий:

1) подготовка товара к поставке для экспорта;

2) таможенное оформление экспортного товара;

3) организация отгрузки (транспортировки) товара иностранному покупателю;

4) проведение расчетов с иностранным покупателем;

5) рассмотрение поступивших претензий.

· Подготовка товара к поставке

Изготовление проданного на экспорт товара и подготовка его к отгрузке в ад­рес иностранного покупателя является прямой обязанностью самого продавца либо предприятия-изготовителя (оптового поставщика), заключившего соответствующий хозяйствен­ный договор с продавцом. В обеих случаях продавцу следует установить эффективный контроль за ходом выполнения экспортного заказа с са­мого начала производственного цикла вплоть до его завершения. В не­обходимых случаях полезно составить график работ по выполнению эк­спортного заказа и контролировать его четкое соблюдение.

Качественное и своевременное изготовление экспортного товара всегда должно быть в центре внимания российского экспортера. В непредвиденных случаях, когда изготовление товара идет с отставанием от намеченного графика, необходимо запросить иностранного поку­пателя о возможной отсрочке поставки, сопроводив такую просьбу убедительной аргументацией и при необходимости подкрепив ее соответствующими документами. При этом продавцу нельзя забывать о праве поку­пателя предъявить санкции за просрочку поставки. Продавец также обеспечивает надлежащую проверку качества товара в строгом соот­ветствии с условиями экспортного контракта.

Должное внимание уделяется упаковке товара с учетом его свойств, условий транспортировки, ее продолжительности, темпера­турного режима, влажности, погодных условий во время перевозки, климатических особенностей страны назначения (и транзитных тер­риторий), специфики законодательства и таможенного режима страны покупателя. Особые требования предъявляются к упаковке скоропор­тящихся, легковоспламеняющихся, ядовитых грузов.

Дополнительные требования к упаковке могут возникать при мор­ских перевозках, когда необходимо учитывать размеры грузовых люков, глубину трюмов, возможное давление других грузов сверху и боковое давление при крене судна, совместимость с другими грузами и т.д. Во всех случаях упаковка должна обеспечить полную сохранность груза во время транспортировки и проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Необходимо соблюдать установленные контрактом требования в отношении маркировки товара. При необходимости заблаговременно изготовляются специальное трафареты для нанесения маркировки на грузовые места на соответствующем иностранном языке.

Одновременно с завершением процесса изготовления товара идет подготовка товаросопроводительной и технической документации, предусмотренной экспортным контрактом и соответствующей норма­тивным требованиям, действующим в России, а также документации, необходимой для получения причитающихся платежей.

В комплект документов, оформляемых при изготовлении товара, могут входить следующие виды товаросопроводительных документов: обязательно сертификат качества, для определенных видов товаров — отгрузочная спецификация, упаковочный лист, в необходимых случа­ях еще комплектовочная ведомость и сертификат соответствия, а из технических документов — паспорт изделия, гарантийный талон, раз­личные технические инструкции, схемы, протокол испытаний и др.

Изготовление товара и оформление необходимых документов сле­дует завершить к сроку, гарантирующему своевременную сдачу товара в предусмотренном пункте с учетом реального времени, требующегося для перемещения товара от предприятия-изготовителя до пункта сда­чи иностранному покупателю (например, учитываются сроки перевозки товара в погранпункт, выходной порт и перевалки на транспортное средство, доставляющее товар в адрес иностранного покупателя).

Кроме того, на этом этапе исполнения сделки иностранному поку­пателю направляется извещение о готовности товара к испытанию, если таковое предусмотрено контрактом. Если иностранному покупа­телю предоставлено право участвовать в проверке качества (и количе­ства) товара или в проведении испытаний (по машинно-технической продукции), продавец должен оказать в этом необходимое содействие представителям покупателя.

В случае предоставления иностранному покупателю гарантий по качеству и сохранности товара продавец продолжает нести ответствен­ность за качество и состояние товара и после отгрузки до истечения га­рантийного срока. В необходимых случаях на продавце лежит обязан­ность организовать техническое обслуживание машинно-технических изделий в стране покупателя.

· Таможенное оформление экспортного товара

Таможенное оформление экспортного товара может производиться в пункте отгрузки товара внутри страны, в том числе на складе предприятия-изготовителя, либо на границе в выход­ном погранпункте. С 1989 г. реализуется установка на перенесение та­моженных процедур преимущественно во внутренние пункты страны и последующего беспрепятственного прохождения экспортных грузов че­рез границу. Нельзя не учитывать также, что после ликвидации СССР в конце 1991 г. значительные участки государственной границы России оказались «прозрачными», без обустроенных таможенных переходов, тогда как наиболее оборудованные западные таможни остались на тер­ритории Украины, Белоруссии и прибалтийских стран. В настоящее время подавляющая часть экспортных поставок проходит таможенное оформление (таможенный контроль и досмотр) при отгрузке с предпри­ятий-изготовителей или оптовых складов, где концентрируются партии экспортных грузов. В качестве декларанта вправе выступать сам россий­ский экспортер либо по его поручению таможенный брокер, получив­ший соответствующую лицензию таможенных органов. Декларант обя­зан правильно заполнить грузовую таможенную декларацию (ГТД) и представить ее таможенному органу вместе с паспортом сделки и други­ми необходимыми документами, обеспечить предъявление экспортного товара для таможенного досмотра и уплату таможенных платежей.

Порядок заполнения ГТД определяется Инструкцией ГТК РФ. Форма декларации ТД1 состоит из комплекта четырех сброшюрован­ных листов, которые предназначены: для таможни; для ГНИВЦ ГТК; для лица, осуществляющего таможенные платежи; для органа государственной статистики. При наличии в партии товара более трех наиме­нований используются добавочные листы формы ТД2, которые запол­няются аналогично основной декларации. Как основная декларация, так и добавочные листы заполняются на русском языке на печатающем устройстве. Не допускается неразборчивое заполнение, подчистки и помарки.

Для правильного указания цифровых кодов в ГТД следует пользо­ваться ТН ВЭД и целым рядом классификаторов:

• общим классификатором предприятий и организаций России;

• классификатором стран мира (ОКСМ);

• классификатором условий поставки;

• классификатором валют (ОКБ);

• классификатором видов транспорта;

• классификатором «Характер сделки»;

• классификатором таможенных режимов;

• классификатором таможенных платежей;

• классификатором освобождения от оплаты таможенной пошлины;

• классификатором таможенных учреждений.

Единицы измерения товара обозначаются в соответствии с Систе­мой обозначений единиц измерений (СОЕЙ).

В последней графе (54) ГТД указывается место и дата заполнения де­кларации, фамилия и инициалы лица, уполномоченного на декларирова­ние товара, занимаемая им должность, проставляется его личная подпись, печать организации-декларанта, номер телефона и телекса этой организации. В том случае, если данная организация является декларан­том на договорной основе, в нижней части графы 14 «Декларант-предста­витель» указывается номер и дата выдачи свидетельства о признании та­моженным органом данной организации в качестве декларанта.

Владельцу товара, поручающему декларирование на договорной основе таможенному брокеру, необходимо убедиться в том, что по­следний действительно имеет надлежащую лицензию (свидетельство) таможенного органа, узнать номер и дату свидетельства, кем оно выда­но и по возможности получить его копию.

Заблаговременно российский продавец совместно с коммерче­ским банком, в котором открыты его счета, оформляет паспорт экс­портной сделки.

По требованию таможенного органа продавец должен представ­лять дополнительные документы и сведения, необходимые для тамо­женных целей, в частности с целью проверки информации, содержа­щейся в ГТД и других представленных документах.

В Таможенном кодексе РФ изложен целый ряд требований в отно­шении соблюдения запретов и ограничений вывоза товаров из РФ, таможенного режима «экспорт товаров», декларирования товаров, конт­роля за исполнением обязательств по внешнеэкономическим сделкам и по другим вопросам.

Если решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц ущемляют права и законные интересы российского участника ВТД, он вправе обжаловать такие решения в порядке, уста­новленном Таможенным кодексом РФ.

· Отгрузка и транспортировка экспортного товара

В отношении транспортировки экспортных товаров отметим, что в боль­шинстве случаев продавцу приходится заботиться об их отгрузке в адрес иностранного покупателя. Грузоотправитель должен своевременно дать заявку (заказ) на железнодорож­ные вагоны, автотранспорт или иные транспортные средства для пере­возки экспортного груза соответствующим транспортным организа­циям по установленным формам и обеспечить отгрузку товара из пункта отправления, как правило, своими силами и средствами.

В зависимости от вида транспорта при отгрузке оформляются со­ответствующие транспортные документы:

· железнодорожная наклад­ная — при железнодорожных перевозках (прямая железнодорожная накладная СМГС — при перевозках в прямом международном железно­дорожном сообщении),

· товарно-транспортная накладная (автонакладная) — при автомобильных перевозках,

· авианакладная (воздушная накладная) — при воздушных перевозках,

· коносамент (водная наклад­ная) — при морских и других водных перевозках.

Кроме того, в миро­вую торговую практику широко внедряются мультимодальные (еди­ные) транспортные документы при использовании нескольких видов транспорта. В нашей стране при перевозках в прямом смешанном со­общении используются накладные смешанного сообщения [27]. Все вышеу­помянутые документы заполняются на бланках унифицированных форм, принятых в международной торговле и применяемых отечест­венными транспортными организациями.

Предусмотренные экспортным контрактом документы отправля­ются с грузом и отдельно - комплект документов отсылается в адрес иностранного покупателя. Грузоотправитель, отгрузив товар со своего предприятия (склада) по железной дороге или иным видом транспор­та, обязан безотлагательно направить российскому экспортеру (про­давцу экспортного товара) и в необходимых случаях экспедитору в погранпункте или непосредственно иностранному покупателю извеще­ние о произведенной отгрузке.

Наиболее сложной представляется работа по транспортировке то­вара различными видами транспорта с перевалками. Особенно это ка­сается российских предприятий, расположенных в глубине континен­та, которые сначала отправляют экспортный товар по железной дороге до выходного порта России или стран ближнего зарубежья, а затем осу­ществляют погрузку товара на морское судно, перевозящее товар до иностранного порта страны покупателя. При таких транспортных опе­рациях российский продавец должен заблаговременно направить своему экспедитору в порту погрузки поручение на отгрузку экспортно­го товара морем, содержащее необходимые инструкции по перевалке и отгрузке товара, внесению необходимых сведений в коносамент, оформлению других документов в порту, а также их рассылку, как пре­дусмотрено экспортным контрактом.

Продавец также обеспечивает завоз определенной партии товара в порт накануне подачи судна, закрепленного под перевозку этой пар­тии. Следует учитывать, что в случае опоздания поступления товара в порт продавцу придется платить штраф за простой судна (демередж) или, что еще хуже, за неиспользование тоннажа (мертвый фрахт). А если товар прибывает в порт задолго до подхода судна, то продавец несет непроизводительные расходы за хранение товара в порту. При нехватке складских помещений в порту товар остается невыгруженным в железнодорожных вагонах (на колесах), и тогда железная дорога взыскивает штраф за простой вагонов.

При морских перевозках российский продавец действует по-раз­ному в зависимости от базисных условий поставки—FOB, FAS, CFR или CIF. При поставке на условиях «ФОБ порт России» (или страны ближнего зарубежья) продавец заботится о своевременном получении от иностранного покупателя извещения о закреплении и подаче тон­нажа. На основании этой информации рассчитывается срок завоза то­вара в порт и дается соответствующее указание грузоотправителю об отгрузке товара с предприятия-изготовителя.

При базисе поставки «CFR» и «CIF иностранный порт» продавец сам фрахтует тоннаж. Для этого требуется заблаговременно выдать отечественному или иностранному судовладельцу (или его агенту) по­ручение на фрахтование тоннажа (ордер). После закрепления тоннажа продавец извещает иностранного покупателя о номинировании судна и ожидаемой дате отгрузки товара из порта. При наличии информации об ожидаемом сроке прибытия судна с грузом в порт назначения такая информация по возможности также сообщается покупателю.

Перевалка товара на судно в порту погрузки осуществляется сила­ми порта. По окончании погрузки и оформлении коносамента продавец (или по его поручению экспедитор) извещает покупателя о произ­веденной отгрузке. Извещение об отгрузке экспортного товара с указанием необходимых данных продавец обязан отправить покупателю при отгрузке любым видом транспорта.

Если по условиям экспортного контракта в обязанности продавца входит страхование товара в пути следования до места назначения (при базисных условиях поставки CIF и CIP), российский продавец дол­жен надлежащим образом застраховать товар.

· Расчеты с иностранным покупателем за поставленный товар

Вполне естественно, что продавец заинтересован в своевременной оплате экспортного товара инопокупателем в полной сумме контракта. Если конт­рактом предусмотрен авансовый платеж (предоплата), что наиболее выгодно для продавца, последний заботится о своевременном поступ­лении причитающейся ему суммы и только после этого дает указание отправителю произвести отгрузку товара.

При формах расчета по безотзывному аккредитиву или с использо­ванием банковской гарантии, что также достаточно выгодно для про­давца, он следит за своевременным выставлением иностранным поку­пателем аккредитива (банковской гарантии). Если покупатель обязан открыть аккредитив в течение определенного срока после подписания контракта, но не выполнил это условие, продавец обычно направляет покупателю соответствующее напоминание. Если же открытие аккредитива предусмотрено после подготовки товара к отгрузке, продавец своевременно извещает покупателя о готовности товара, одновременно запрашивая аккредитив.

Продавцу следует знать, в каких случаях признается вступившим в силу уведомление об открытии аккредитива: на основании телеграф­ного извещения банка приказодателя (авизующего банка) или только по получении его почтового подтверждения, а также при получении текста аккредитива по электронной почте. Сразу же по получении надлежащего уведомления об открытии аккредитива необходимо внимательно проверить все условия аккредитива и определить, полностью ли они совпадают с контрактными условиями.

Следует иметь в виду, что аккредитив может быть составлен на ином языке, чем контракт[28]. В таких случаях не рекомендуется переводить текст аккредитива с иностранного языка на русский, если коммерческий счет и другие отгрузочные документы все равно придется выписывать на иностранном языке. Однако необходимо тщательно сверить точность всех указанных в аккредитиве терминов и обозначе­ний в переводе с русского языка, в том числе наименование товара, названия документов и т.д.

Если выявится, что какие-то условия аккредитива (хотя бы одно из условий) отличаются от предусмотренных контрактом и неприемлемы для продавца, следует незамедлительно потребовать от иностранного покупателя внести необходимые изменения в аккредитив и проконт­ролировать внесение этих изменений. До получения уведомления бан­ка продавца о соответствующем изменении аккредитива довольно рис­кованно производить отгрузку товара.

При отгрузке товара по частям несколькими партиями (частичные отгрузки), когда иностранный покупатель открывает аккредитив не сразу на всю сумму контракта, необходимо установить контроль за пе­риодическим увеличением аккредитива на сумму, покрывающую стои­мость подлежащей отгрузке очередной партии. Очень важно также проконтролировать своевременное использование аккредитива до ис­течения срока его действия, в необходимых случаях своевременно за­просив иностранного покупателя о продлении аккредитива.

В целях ускорения поступления инвалютных средств в оплату по­ставленного экспортного товара практикуется передача полученного аккредитива на исполнение банковскому учреждению в пункте отгруз­ки, например в порту, откуда товар отправляется непосредственно в адрес иностранного покупателя по прямому транспортному докумен­ту. При отгрузке товара морем аккредитив может быть передан на ис­полнение местному учреждению (отделению) Внешторгбанка или иного коммерческого банка в соответствующем портовом городе. Для этого российский продавец дает необходимое поручение банку, в кото­ром открыт аккредитив. Одновременно продавец в своем поручении на отгрузку экспедитору инструктирует последнего об оформлении коммерческого счета на иностранного покупателя и предъявлении его в местный банк вместе с другими документами, против которых преду­смотрена выплата с аккредитива. Экспедитору направляется также ко­пия аккредитива.

При расчетах за экспортный товар по инкассо продавцу целесооб­разно заблаговременно получить платежную гарантию надежного бан­ка и, так же как при получении аккредитива, тщательно проверить все реквизиты и условия полученной гарантии. После отгрузки товара продавец предъявляет в банк инкассовое поручение и контролирует поступление инкассируемой суммы на свой счет.

Выписывая коммерческий счет самостоятельно или поручая это экспедитору, продавец должен обеспечить четкое оформление коммерческого счета со всеми прилагаемыми документами и безотлага­тельное предъявление их к оплате после отгрузки товара иностранному покупателю. Это относится к любой форме расчетов — по аккредити­ву, инкассо, открытому счету и др.

Вся процедура расчетов с иностранным покупателем завершается зачислением на счет продавца полной суммы, причитающейся ему по экспортному контракту. В современных условиях представляется весь­ма актуальной задача усиления контроля за поступлением валютной выручки именно со стороны самого российского продавца.


· Работа с претензиями по экспортной сделке

При четком проведении экспортной операции к взаимному удовлетворе­нию сторон контракта - от иностранно­го покупателя не поступают какие-либо претензии (рекламации). Од­нако поскольку практические реалии внешнеторговой работы далеки от идеальных, нередко иностранные контрагенты предъявляют рос­сийским продавцам претензии еще до поставки товара и особенно после поставки, в результате чего российская сторона может понести крупные убытки. Как известно, иностранный покупатель может предъявлять претензии по целому ряду оснований: за просрочку поставки, по количеству и качеству товара, за несвоевременное уведомление о готовности товара к испытанию, о готовности к отгрузке, о произведенной отгрузке и т.д.

Продавец, получивший претензию, должен без промедления (в пределах указанного в контракте срока) ее рассмотреть, определить степень обоснованности и дать ответ по существу. Если продавец найдет основания для отклонения претензии, его ответ об отклонении (непризнании) претензии должен быть обстоятельно мотивиро­ван. Обоснованная претензия подлежит удовлетворению. Отметим, что претензия может быть удовлетворена полностью или частично. Частичное удовлетворение претензии обычно предлагается другой стороне в качестве компромиссного решения конфликта. Естествен­но, такое решение должно быть подтверждено обеими сторонами контракта.

Сторона, признавшая претензию, своевременно информирует об этом другую сторону во избежание нежелательной передачи спора на рассмотрение в третейский суд (арбитраж). В ответе об удовлетворении претензии следует указать конкретный способ ее удовлетворения (пе­ревод определенной суммы в соответствующий банк, зачет при вы­ставлении очередного счета и т.п.).

При получении рекламаций, особенно когда они поступают в массо­вом количестве, российскому продавцу необходимо выявить их причины и принять действенные меры к устранению таковых в дальнейшем.

Хотя основной поток претензий движется обычно от покупателя к продавцу, не следует забывать, что в определенных случаях россий­ский продавец также вправе предъявлять претензии иностранному по­купателю. Такого рода ситуация может возникнуть, если покупатель задерживает оплату товара, в том числе выставление аккредитива или платежной гарантии, а также не обеспечивает надлежащую подачу транспортных средств или несвоевременно извещает об их подаче.

Претензионная работа значительно усложняется, когда стороны контракта не могут прийти к взаимоприемлемому решению дружест­венным путем и дело передается на рассмотрение в третейский суд (ар­битраж). В тех случаях, когда арбитражное разбирательство предусмот­рено за рубежом, может потребоваться составление необходимых доку­ментов на иностранном языке. Кроме того, возникают непредвиденные расходы по ведению самого арбитражного дела, а также расходы на командирование представителей российской стороны для участия в ар­битражном процессе.

По завершении экспортной операции, подводя ее итоги, полезно всесторонне проанализировать достигнутые результаты, критически оценить допущенные ошибки и просчеты и наметить пути повышения эффективности последующих экспортных сделок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: