double arrow

Золото-валютный стандарт. Бреттон-Вудская система

2. Золото-валютный стандарт. Бреттон-вудская система.

К концу II Мировой войны в Бреттон-Вудсе 300 представителей 44 стран мира, включая СССР, пришли к соглашению о новой валютной системе.

Новые требования к системе:

· Необходимость согласованности внутреннего и внешнего экономического развития.

· Как избежать международных экономических конфликтов.

Были предложены 2 варианта новой финансовой системы: план Кейнса и план Уайта.

Суть предложения Д. Кейнса: создание многостороннего клирингового союза, предусматривающего определенный автоматизм в предоставлении кредита странам-участницам с дефицитом платежного баланса. При этом страны-должники должны стараться устранять этот дефицит. Автоматизм не понравился США и Канаде.

Американский план Уайта основан на создании специального фонда, средства которого могут использоваться странами-участницами для регулирования их платежного баланса при условии, что программы экономического развития этих стран должны быть одобрены фондом и они должны гарантировать устранение дефицита баланса.

По этому плану была построена Бреттон-Вудская система (БВС). По существу она была системой золото-валютного стандарта.

Основные принципы БВС были зафиксированы в уставе МВФ:

Ø Функции мировых денег за золото, которое играло роль средства окончательного расчета.

Ø Наряду с золотом, в качестве международных платежных средств и резервов ключевых валют используется доллар, приравняв к золоту в качестве эталона ценности для других валют (и отчасти англ. фунт). Эти резервные валюты свободно обмениваются на золото по официальному фиксированному курсу, равному 35 $ за тройскую унцию: 0,888 грамм за 1$. Курс английского фунта – 2,6$. Курсы валют были зафиксированы, и их обмен происходил на основе паритетов, определенных МВФ и выраженных в золоте или $.

Ø Страны обязаны следить за соответствием курса паритета. Отклонения допускались ± 1%, если большое отклонение, МВФ принимало экстренные меры.

Причины принятия БВС: длительное существование золотого стандарта, который обеспечивал стабильное развитие; главная проблема для всех стран было развитие национальной экономики, следовательно, продвигалась роль автоматического регулирования при золотом стандарте. Изначально было принято, что США в новой системе будет играть особую роль. Любая страна, кроме США, должна была покупать и продавать собственную валюту, поддерживая курс доллара. Доллар стал базовой валютой на мировом рынке. Страны должны были осуществлять вторжение на международный валютный рынок, чтобы поддерживать свою национальную валюту – интервенция.

Недостатки: эта система была неустойчива с самого начала. К концу 60-х гг БВС подходит к своему краху, так как возникли проблемы между валютной ликвидностью, т.е. обеспечение всех отношений в мировом хозяйстве платежеспособными средствами.

18.05.2002

К концу 60-х гг золотой резерв США снизился настолько, что достаточно было одной ФРГ предъявить имевшиеся у нее доллары для обмена на золото, чтобы США лишились его вовсе. Поэтому доверие к доллару упало и было решено отказаться от продажи золота Центральными Банками (ЦБ) в начале – частным лицам, и торговать им только между собой. Так появилось 2 рынка золота. При сделках между Центральными Банками цена за унцию золота по-прежнему была 35 $ и свободная цена была на частном рынке.

Кроме того, с целью укрепления платежных расчетов было принято решение о введении СДР (специальных прав заимствования). Основная идея введения СДР состоит в том, чтобы удовлетворять потребности стран в международных резервах. Введение СДР (это безналичные деньги), паритет, который был равен 1 $, означало, что наряду с долларом появилось платежное средство, которое принималось ЦБ стран безоговорочно. Введение СДР помогало решить проблему доверия, но это не помогало решить проблему увязки внутреннего макроэкономического равновесия со сбалансированностью внешнеплатежного баланса.

Этому мешало:

1. фиксированный обменный курс;

2. в эту эпоху существовала значительная обособленность макроэкономических процессов и особенно макроэкономической политики государств;

3. международная мобильность капитала.

15 августа 1971г президент США Р. Никсон объявил, что США больше не будет принимать от других ЦБ доллары к обмену на золото. Доллар был девальвирован сразу на 10%, его курс стал «плавающим».

В 1973г закрылся международный валютный рынок, а в марте 1973г почти все страны отказались от долларового паритета. Это был конец Бреттон-Вудской системе.

3. Ямайская валютная система, основные черты и противоречия.

При проведении реформы международной валютной системы, наметились 2 подхода:

1. Европейские страны, особенно Франция, считали необходимым восстановить роль золота и путем валютной интервенции поддерживать курс.

2. США считали, что нужно свести к минимуму официальные интервенции (государственную поддержку валюты) и установить плавающие курсы валют. Эта позиция и победила на совещании в Париже.

На Ямайке в январе 1976г совет директоров МВФ пересмотрел 4-ю статью Устава МВФ, в новой редакции этой статьи в неявной форме одобрялось свободное плавание курсов, предоставив каждой стране любую валютную систему.

Оговаривалось: государствам предписывалось проводить такую макроэкономическую политику, которая бы обеспечивала стабильность цен и экономики, воздержаться от манипулирования валютными курсами с целью получения нечестных конкурентных преимуществ.

Обновлённый Устав МВФ предписывал следить за тем, чтобы валютная политика соответствовала установленным принципам, хотя сам механизм такого надзора не был создан. В апреле 1978г эти изменения были ратифицированы требуемым большинством стран. Т.О., официально был завершён переход от золото-валютной системы к валютной.

Основой международной (Ямайской) валютной системы были объявлены СДР. На их базе должны определиться валютные паритеты и курсы валют. Но на практике ведущую роль в Ямайской валютной системе играет доллар США: на него приходится большая часть международных расчётов, официальных валютных резервов. Странам разрешено устанавливать паритеты своих валют в любых других валютах, но не в золоте. При этом страны могут самостоятельно выбирать способ формирования валютного курса, т.е. по сути признан режим плавающих курсов; были отменены официальная цена на золото и золотые паритеты (по Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчёта валютных курсов); ни одна из национальных валют не обменивается на золото.

Роль мировых денег выполняют валюты: это национальные и коллективные денежные единицы, применяемые в международных расчётах. Золото перестало выполнять функцию всеобщего платёжного средства, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Тем не менее, оно остаётся особым ликвидным средством, которые в определённых случаях может быть продано за валюту. В этих условиях МВФ должен был усилить межгосударственное валютное регулирование. Как показала практика последних лет денежно-кредитная политика стран оказалась не такой независимой при плавающих курсах валют, на что рассчитывали авторы Ямайского соглашения.

С 1976г США проводит масштабную экспансионистскую политику. Это привело к обесцениванию доллара. Это означает, что одновременно дорожает немецкая марка, японская йена, что привело к дефляционному давлению на экономику Германии и Японии. Переключая совокупный спрос на мировом рынке с продукции этих стран на экспорт США. Для противодействия этому Бундес-банк (ЦБ Германии) и ЦБ Японии проводит значительные валютные интервенции на валютном рынке, скупая доллар и выпуская в обращение свои денежные знаки. Это указывает на то, что правительство не может проявлять безразличие к колебаниям валютных курсов, иначе это может привести к неблагоприятным ситуациям национальной экономике.

Важнейшая черта Ямайской системы: нестабильность международных расчётов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, т.е. нести значительные расходы.

Попытки решения этой проблемы в рамках координации валютной политики стран «Большой семерки» не решает ее координально, поэтому в мировом хозяйстве сегодня стоит вопрос о реформировании валютной системы, в частности введение евро. Ямайская валютная система больше нацелена на демонетизацию золота (вытеснение из международных расчетов). Теперь страны не должны вносить часть своих квот при вступлении в МВФ золота.

Но имелось ввиду, что страны не будут иметь золото в качестве валютного резерва. В течении 70-80-х гг резко выросла мировая цена на золото, в январе 1980 г она была равна 850 $ за унцию. В дальнейшем цена несколько падала, но тем не менее страны продолжают накапливать золото в своих резервах.

Так страны-члены МВФ в 1985 году имели 569,8 млн. унций, а в 2000 году – общие золотые запасы равны 947 млн. унций.

Плавающие курсы вызвали серьезные трудности в деятельности банковских учреждений, государственно-финансовых органов, т.к. в условиях неустойчивости валюты многие клиенты предпочитают покупать ее на определенный срок. И если вдруг та или иная валюта к этому сроку проявит слабость, то сделки на срок не заключаются в огромных масштабах. Неустойчивость курсов валют характерно для современной системы неотрицательно сказывается на развитии международной торговли, на всей системе международных расчетов, а это порождает стремление к большей стабильности. Для этого и была создана в 1979 г ЕВС (европейская валютная система), а затем введение ЭКЮ (европейская валютная единица) и, наконец, ЕВРО (страны европейского союза пытаются создать себе спокойный уголок).

4. Роль золота в мировой валютной системе.

Введение в Ямайскую валютную систему усилены аргументы тех, кто выступал за устранение золота. Сегодня полностью вытеснить золото из системы международных расчетов не удалось. Сегодня золото может считаться одной из форм мировых денег. Несмотря на усилия органов МВФ, направленных на вытеснение золота, очень многие частные и официальные резервы выступают в виде золота.

5. Роль МВФ в валютной системе.

Члены МВФ – 182 страны мира. Россия – член МВФ с 1992 года. Капитал МВФ формируется за счет взносов стран в соответствии с квотой, величина которой зависит от уровня развития страны и от ее удельного веса в мировой экономике и торговле. Сегодня капитал МВФ составляет 189 млрд. $, хотят довести ее в этом году до 288 млрд. $. Наибольшие квоты имеют США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия, Канада.

В руководствующих органах (Совет управляющих и Директора), каждая страна имеет 250 голосов + 1 голос за каждые 100 000 денежных единиц своей квоты. Поэтому подавляющим большинством голосов (45%) обладают страны «Большой семерки» (США – 18%).

1. Для получения кредита (до 1-го года), страна-заемщик должна заключить стендбай– соглашение о получении кредита на срок до 12 месяцев, в течении которых она имеет право получать иностранную валюту в обмен на национальную в пределах заранее определяемой суммы. Кредит выдается по частям (траншами) при условии выполнения страной-заемщиком обязательств по стабилизации экономики.

2. МВФ дает буферные кредиты в случае, если у страны сокращается экспортная выручка по независимым от нее причинам.

3. Стабилизационные кредиты для покупки сырья.

Кредиты для России в 1992-1995 годах были предоставлены на условиях стендбай и составили 5 млрд. $. 1996-1998 гг – кредиты на сумму 10,2 млрд. $, в августе 1998г – 4,8 млрд. $. Этот кредит исчерпан.


СПИСОК ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ*

  1. Валютный курс, его факторы и воздействие на равновесие национальных рынков
  2. Валютный рынок и механизм его функционирования.
  3. Влияние импорта капитала на национальную экономику.
  4. Внешнеторговая и валютная политика государств с развитой рыночной экономикой.
  5. Внешнеэкономическая политика России.
  6. Всемирная торговая организация (ВТО).
  7. Изменения в товарной структуре и направлениях мировой торговли на современном этапе.
  8. Иностранные инвестиции в России.
  9. Иностранный капитал в России.
  10. Интеграционные процессы в Западной Европе в конце ХХ – начале ХХI вв.
  11. Конвертируемость национальной валюты: условия и значение
  12. Международная миграция рабочей силы: причины, эволюция, изменение структуры.
  13. Международная миграция капитала: причины, последствия и структура размещения.
  14. Международная миграция рабочей силы: причины и последствия.
  15. Международная торговля услугами.
  16. Международная торговля: сравнительные преимущества и протекционизм
  17. Международные валютные биржи и их роль в мировом хозяйстве.
  18. Международные валютные кризисы: причины и последствия.
  19. Международные товарные биржи.
  20. Международные финансовые центры.
  21. Международный банк развития, его структура и функции.
  22. Международный валютный фонд и его роль в мировой денежной системе
  23. Международный кредит и его формы.
  24. Международный лизинг.
  25. Международный рынок современных технологий: особенности развития и перспективы
  26. Место развивающихся стран в мировой экономике.
  27. Мировое хозяйство, этапы становления и закономерности развития.
  28. Мировой рынок, его структура и основы развития.
  29. Мировой рынок: сущность, динамика развития.
  30. Научно-техническое соперничество и сотрудничество в мировом разделении труда.
  31. Национальное и международное регулирование мировой торговли.
  32. Основные формы и виды экспорта капитала.
  33. Основные формы и методы привлечения иностранного капитала в национальную экономику.
  34. Особенности западноевропейской экономической интеграции.
  35. Особенности ценообразования на мировом рынке.
  36. Платежный баланс страны: методология составления и содержание.
  37. Понятие и структура мирового рынка капитала.
  38. Понятие и сущность внешнеторговой политики.
  39. Проблема экономической безопасности России.
  40. Проблемы интеграции России в мировую экономику.
  41. Проблемы интеграции стран СНГ.
  42. Промышленно-развитые страны и их роль в мировом хозяйстве.
  43. Региональная и международная экономическая интеграция: причины, последствия и результаты.
  44. Региональные валютные системы и союзы.
  45. Роль «новых индустриальных государств» в мировой экономике
  46. Роль рынка Европейского сообщества в мировой экономике.
  47. Роль рынка золота в мировой валютной системе.
  48. Российская экономика и ее место в мировом хозяйстве
  49. Россия и ВТО: различные подходы к проблеме вступления.
  50. Россия на мировом рынке: товарная структура и направления торговли.
  51. Россия в международном трудовом обмене.
  52. Свободные экономические зоны: создания в разных странах.
  53. Свободные экономические зоны: процесс становления и развития.
  54. Совместные предприятия и их роль в развитии национальной экономики
  55. Современная валютная система: тенденции ее развития.
  56. Современная система регулирования внешнеторговой деятельности России.
  57. Современные тенденции развития международного разделения труда.
  58. Современные формы конкуренции на мировом рынке.
  59. Современный рынок международных услуг: туризм, связь, транспорт, строительство, инжиниринг, менеджмент.
  60. Страны с переходной экономикой в системе мирохозяйственных связей.
  61. Сущность и субъекты мировой экономики.
  62. Сущность и формы экономической интеграции.
  63. Теория сравнительных преимуществ международной торговли.
  64. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.
  65. Транснациональный капитал, его структура и роль в мировом хозяйстве
  66. Формирование цен на мировом рынке.
  67. Формы и методы вывоза капитала.
  68. Формы международной специализации и кооперирования производства.
  69. Эволюция международной валютной системы.

* Студент выбирает одну из предложенных тем.


Сейчас читают про: