Принятая в линейной теории крыла плоскостная система свободных вихрей является условной и в действительности не существует. Уже на небольшом удалении от задней кромки вихревая пелена сворачивается в два жгута, которые отчетливо наблюдаются в экспериментах.
У крыльев небольшого удлинения сворачивание вихревой пелены происходит над крылом в области боковых кромок (рис. 5.22), вызывая дополнительное разрежение на верхней поверхности крыла. Чем меньше удлинение крыла, тем относительно протяженнее боковые кромки и, следовательно, тем сильнее влияние вихревых структур на гидродинамические характеристики крыла. Это влияние должно усиливаться также с ростом угла атаки, что приводит к нелинейным зависимостям гидродинамических характеристик от угла атаки. Типичный характер таких зависимостей для прямоугольного крыла =1,0 показан на рис. 5.23.
Рис.5.23
Обратим внимание на линейный характер зависимости при малых углах атаки и постепенное отклонение Су вверх от прямой при увеличении углов атаки вследствие появления вихревой составляющей подъемной силы. Критический угол атаки, при котором достигается максимальное значение Сy имеет большую величину (50°). Обратим внимание на то, что центр давления во всем диапазоне углов атаки располагается примерно в районе1/4 хорды.
|
|
Обтекание крыла малого удлинения при больших углах атаки можно представить себе как бы состоящим из двух течений: продольного безотрывного обтекания с циркуляцией и поперечного отрывного обтекания крыла как пластины.
(5.23)
Здесь первый член представляет собой циркуляционную часть течения, а второй — нормальную силу, обусловленную сопротивлением при поперечном отрывном обтекании крыла.