Отметим одну принципиальную особенность теории крыла конечного размаха. В пространственных течениях идеальной жидкости сподъемной силой обязательно возникает сила сопротивления, которую обычно называют индуктивным сопротивлением в отличие от профильного, обусловленного вязкостью.
С физической точки зрения возникновение индуктивного сопротивления можно объяснить тем, что с концов крыла в каждый момент времени в поток сбрасывается кинетическая энергия на образование свободного вихря.
Рис. 5.19 Индуктивное сопротивление
Эта энергия эквивалентна мощности, затрачиваемой на преодоление индуктивного сопротивления.
С математической точки зрения индуктивное сопротивление объясняется на основе теоремы Жуковского. Для этого рассмотрим течение в плоскости, нормальной полочке П-образного вихря. Свободные вихри будут индуцировать в точке расположения вихря вертикальную скорость V, что приведет к отклонению набегающего потока на индуктивный угол скоса потока ; (рис.5.19). Вследствие этого и подъемная сила будет отклонена от нормали к вектору скорости на угол . Отсюда непосредственно следует факт появления индуктивного сопротивления:
(5.13)
Интегрируя по размаху, получим суммарную величину индуктивного сопротивления:
(5.14)
Индуктивное сопротивление зависит от распределения циркуляции по размаху крыла и не зависит от распределения циркуляции по хорде.