При вращательном движении относительно оси у физическая картина течения останется такой же, как и в продольном движении. В расчетных же формулах для демпфирующей силы нужно лишь заменить угол атаки на угол скольжения с обратным знаком и подставить соответствующие размеры вертикального оперения и кинематические характеристики движения. В итоге будем иметь , а (рис. 6.10). Если вертикальное оперение несимметрично относительно горизонтальной плоскости и при этом нижнее перо больше верхнего, то при вращении относительно оси y возникнет момент
Демпфирование по крену
Рис. 6.10 Рис. 6.11 Модель
Корпус с горизонтальным оперением
При вращательном движении относительно продольной оси силы вязкости на корпусе будут создавать незначительные демпфирующие моменты, так что ими можно пренебречь. Основной вклад будет давать оперение. Рассмотрим корпус с горизонтальным оперением (рис. 6.11). Вращение относительно продольной оси создает дополнительные углы атаки по размаху оперения:, причем знаки этих приращений на левой и правой консолях будут противоположными. Это и приведет к возникновению момента, препятствующего вращению, т.е. демпфирующего. Выделим на консоли продольную площадку dSг.o, на которой подъемная сила характеризуется величиной коэффициента подъемной силы сечения . Тогда элементарная демпфирующая сила равна
|
|
а элементарный демпфирующий момент
Полагая постоянным по размаху и выполняя интегрирование по площади консолей, найдем
(6.47)
где
Если оперение крестообразное, то дополнительный момент возникнет и на вертикальных консолях:
(6.48)
где
Суммарное значение вращательной производной момента крена равно
(6.49)