УПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЕМ ЖИДКОСТИ В ПРИСТЕННОМ СЛОЕ
Как было показано, сопротивление трения составляет основную долю сопротивления удобообтекаемого тела, движущегося в воде. Поэтому естественны попытки воздействовать на пристенное течение жидкости с целью снижения именно этой составляющей сопротивления. К настоящему времени предложены десятки принципиально возможных подходов к решению данной задачи. Не все они практически реализуемы, энергетически или экономически выгодны. Некоторые из них вызывают возражения с конструкторской или технологической точки зрения. Ограничиваясь чисто гидродинамической стороной вопроса, рассмотрим некоторые пути снижения гидродинамического сопротивления.
Если составить отношение коэффициента трения пластины при турбулентном обтекании (степенной закон Фолкнера) к аналогичному коэффициенту при ламинарном обтекании (закон Блазиуса), то получим
(6.50)
При ReL=106 это отношение равно 3,4, а при ReL=108 —16,0, т. е. с ростом числа Рейнольдса наблюдается увеличение превышения турбулентного трения над ламинарным. В диапазоне ReL=106...109 сохранение ламинарного пограничного слоя на 50% длины пластины дает снижение сопротивления на 30...45%. Отсюда понятно стремление к ламинаризации пограничного слоя.
|
|
Решение данной задачи можно осуществлять различными способами. Этой цели прежде всего служат так называемые ламинаризированные профили. Характерной особенностью очертаний таких профилей является смещение вниз по потоку сечения с максимальной толщиной на расстояние до 60% хорды. Следовательно, на значительной протяженности течение происходит с понижением давления (), что способствует устойчивости ламинарного пограничного слоя и затягивает его переход в турбулентное состояние. Ясно, что предельное положение сечения максимальной толщины должно быть таким, чтобы можно было обеспечить безотрывное обтекание в кормовой области. Таким образом, ламинаризация пограничного слоя путем соответствующего формирования контура имеет ограниченные пределы применения. К этому следует добавить, что экспериментами установлены значительно меньшие значения критических чисел Рейнольдса для ламинаризированных обводов тел вращения (Rекр. = 2... 4,5*107) по сравнению с профилями. При превышении этих значений чисел Рейнольдса эффект снижения сопротивления на телах вращения исчезает вследствие турбулизации пограничного слоя. Ламинаризации пограничного слоя способствует его отсос (Прандтль).