Схемы передвижки скребковых конвейеров в лаве

В зависимости от технологических особенностей выемки угольного пласта очистным механизированным комплексом передвижка скребкового конвейера на новую рабочую позицию может осуществляться вслед за прохо­дом комбайна с его изгибом или фронтально одновременно по всей длине лавы. В агрегатированных механизированных крепях скребковые конвейеры также служит опорной базой передвижки их секций, в комплектных - опор­ной базой для передвижки только скребковых конвейеров.

В составе отдельных лавных конвейеров очистных механизированных комплексов работает гидравлический телескопический привод, установлен­ный на концевой головке между приводом и его переходной концевой секци­ей, который позволяет осуществлять продольное изменение длины рештачно-го става конвейера. Применение телескопического привода позволяет осу­ществлять механизированное плавное регулирование натяжение цепи, а так­же обеспечить возможность удлинения или укорачивания става конвейера. Величина продольной раздвижности с помощью телескопического привода может достигать 650-800 мм.

Некоторые скребковые передвижные конвейеры комплектуются аппа­ратурой автоматизированного контроля за его работой с одновременным вы­полнением дополнительных диагностических функций.

Передвижка изгибающих скребковых конвейеров в лаве с индивиду­альной крепью осуществляются различными способами и средствами с при­менением стационарных гидродомкратов (рис. 7.17, 7.18) или переносных гидропередвижчиков (рис. 7.19, 7.21).

Рисунок 7.17 - Схема передвижки стационарным гидродомкратом ГП-1 УМ конвейера типа СП-63:1 - линейные домкраты для передвижки головного привода конвейера; 2 - стойки для крепления головного привода конвейера; 3 - насосная станция; 4 - комбайн; 5-линейные домкраты для передвижки концевой части конвейера; 6-распорная стойка; 7-линейные домкраты для передвижки става конвейера


Рисунок 7.18 — Схема установки стационарного гидродомкрата ДС-2 при пере­движке конвейера типа СП-64: 1 - домкрат передвижке конвейера; 2 -упорная стойка; 3 - навесное оборудование с желобом для кабелеукладчика

В качестве стационарного домкрата передвижки лавных скребковых конвей­еров одинарной раздвижности используется его типы ГП-1УМ, ДС-2.

Основные технические характеристики домкрата типа ГП-1УМ:

- усилие прижатия при рабочем ходе, т:

прямом 4,44

обратном 3,07

— ход домкрата, мм 700.

Стационарный домкрат двойной раздвижности типа УГ массой 62 кг

обеспечивает рабочий ход до 800 мм.

Рисунок 7.19 - Схема передвижки изгибающегося скребкового конвейера в лаве при двусторонней выемке пологого пласта комбайном 1К-10У с приме­нением переносного гидропередвижчика: 1 — комбайн; 2 - конвейер; 3 - зачи-стной лемех комбайна; 4- гидропередвижчик

Рисунок 7.20 - Схема установки переносного гидропередвижчика ДГ-ЗМ:

1 - цилиндр; 2 - корпус; 3 - гидроблок с насосом; 4 - крышка; 5 - приводной

валик; 6 - электросверло; 7 - упорная стойка

Рисунок 7.21 - Схемарычажно-гидравлического устройства для передвижки приводных головок скребковых конвейеров в лавах с индивидуальной крепью: 1 — перемещенный привод скребкового конвейера: 2 -рычаг; 3 — направляющая балка с опорами 4 и пазами 5; 6 - башмак с шарниром 7; 8 - шток стационарного гидродомкрата 9

Интервал между позициями установки гидропередвижчика по длине конвейера составляет 4-6 м в зависимости прежде всего от угла наклона очи­стной выработки.

В качестве переносных гидропередвижчиков используются их типы ДГ-ЗМ и ДГТ-1 соответственно с одинарной и двойной раздвижностями, ос­новные технические характеристики которых приведены в таблице 7.6, а также модифицированный их аналог ДГ-5 с двойной раздвижностью.

Таблица 7.6 - Технические характеристики гидропередвижчиков

  Наименование параметра и единицы его измерения Количественное значение параметра
ДГ-ЗМ ДГТ-1
Диаметр поршня, мм   60; 90
Усилия штока при рабочем ходе и нагрузках, т: длительной кратковременной   3,85 5,2   2,8; 6,3 3,8; 8,5
Ход поршня, мм   725 (365+360)
Продолжительность выдвижения штока, с    
Габаритные размеры, мм: длина ширина высота    
Масса без рабочей жидкости, кг 43,2  

Состав и последовательность выполнения работ при передвижке в лаве изгибающегося {скребкового конвейера переносным гидропередвижчиком при комбайновой выемке:

- контроль за состоянием кровли и крепи;

— зачистка места под гидропередвижчик на новой рабочей позиции;

- установка (при необходимости) временной упорной стойки, предот­вращающей отжатие рештачного става от забоя;

- снятие усилия прижатия конвейера;

— выбивка временной упорной стойки;

— подтягивание кабеля электросверла;

- переноска гидропередвижчика, электросверла и упорной стойки на новую рабочую позицию, установка их;

— после прохода комбайна управление электросверлом, контроль за передвижкой рештачного става и устойчивостью упорной стойки.

Полумеханизированная передвижка конвейера гидропередвижчиками весьма трудоемка. Иногда при благоприятных условиях для передвижки ста­вов скребковых конвейеров одновременно с выемкой угля комбайном ис­пользуют передвижники челнокового типа, как показано на рисунке 7.22.

Не исключатся передвижка изгибающегося скребкового конвейера пу­тем его расстыковкой на две части и их продольная перетяжка тяговыми ка­натными лебедками, как показано на рисунке 7.23 [20].

Приводные головки могут также передвигаться, в т.ч. и на разборных переносных конвейерах, с помощью привода, обводного блока, упорной стойки и каната (рис. 7.24).

Рисунок 7.22 - Схема передвижки изгибающегося скребкового конвейера пере­движником челнокового типа: 1 - конвейер с зачистньш лемехом; 2 - комбайн с захватом 0,5 ми зачистным лемехом 3; 4 - опорная балка с роликом 5 челноко­вого передвижчика, прикрепленного к комбайну отрезком цепи 6

Преимущество изгибающихся неразборных скребковых конвейеров перед переносными состоит в значительном снижении трудоемкости работ по их передвижке к очистному забою на новую рабочую позицию без разбор­ки. К их недостаткам следует отнести затруднения, связанные с возведением рам индивидуальной крепи для своевременного "подхвата" обнажаемой ком­байном кровли в лаве на участке изгиба конвейера длиною 12-15 м.

Скребковые изгибающиеся конвейеры склонны к заштыбовке нижне­го нерабочего тягового органа в результате налипания (чаще орошаемой) породоугольной мелочи и штыба на скребках, цепи и боковинах. Для устра­нения этого недостатка на приводных головках в местах входа порожней (хо­лостой) ветви скребковой цепи в нижний желоб рештачного става размещают ограничительные пассивные эластичные чистяще-сбрасывающие породу и уголь устройства, что малоэффективно. Изоляция нижней ветви скребковой цепи от почвы пласта путем применения секций рештачного става закрытого типа с нижним днищем (поддоном) тоже не обеспечивает полного устране­ния заштыбовки конвейера. Наиболее эффективно для устранения этого не­достатка целесообразно использовать активные способы расштыбовки, одни из которых с устройством (растыбовщиком) представлены на рисунке 7.25.

Рисунок 7.23 - Схемы продольной перетяжки частей изгибающегося скребко­вого конвейера в лаве на новую рабочую позицию: а и б- нижней и верхней расстыкованных частей соответственно вверх и низ; в - их состы-ковка: 1 и 2 –перетягива-емая и неподвижная части конвейера; 3 - привод; 4 - лебедки

Рисунок 7.24 - Схема самоперед-вижки привода скребкового конвейера: 1 — привод с электродви-гателями; 2 - наматывающий канат; 3 — барабан; 4 - обводной блок; 5 -упорная стойка

Рисунок 7.25 - Схема растыбовщика: 1 - приводная головка; 2 — круглозвен-ная цепь с консольными скребками; 3 -рештачный став растыбовщика с натяжной головкой 4; 5 - приводная звездочка на водиле б; 7 — вал звезды конвейера; 8 - диск в зацеплении с водилом при помощи выступов; 9 - срез­ной штифт, установленный в отверстиях звезды и промежуточного диска

Существуют различные модификации передвижных скребковых кон­вейеров для лав с индивидуальной крепью, но конструктивно-технологическая их основа остается неизменной.

Основные направления совершенствования лавных передвижных из­гибающихся скребковых конвейеров:

- обеспечение самозагрузки отбитого угля путем снижения высоты рештачного става, создания устройств и приспособлений его полно­го подбора при передвижке конвейера;

- устранение попадания угля в нижнюю (холостую) ветвь рабочего ор­гана (скребковой цепи);

- разработка надежных средств саморасштыбовки конвейера;

- обеспечение доступа к холостой ветви скребковой цепи конвейера;

- увеличение производительности конвейера при одновременном снижении энергозатрат на перемещение угля;

-разработка конструкций конвейеров с горизонтально замкнутыми складывающими скребковыми цепями, а также изменяющимися на­правлениями грузопотока;

- повышение износоустойчивости одновременно со снижением метал­лоемкости конвейеров;

- обеспечение приспосабливаемости к вертикальным и горизонталь­ным изгибам;

- создание средств надежного крепления и удержания конвейеров от сползания при их передвижке;

- повышение надежности и ремонтопригодности с учетом приспосаб­ливаемости конвейеров к монтажу и демонтажу;

- унификация типоразмеров конвейеров и их составляющих блоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: