Лекция: Право в системе нормативного регулирования

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Конспект лекций по Правоведению

1. Сущность права, его признаки, функции и принципы.

2. Соотношение права и морали.

3. Нормы права, их структура и способы изложения.

4. Виды нормативно-правовых актов.

5. Система права Российской Федерации.

1. СУЩНОСТЬ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Право – одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности.

Объективное право – это общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право?

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая теория; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Эрлих (начало ХХ века) утверждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения общеобязательную силу закона.

Нормативистская теория права, напротив, считает, что обстоятельства реальной жизни не должны вмешиваться в правотворческий процесс. Представитель этой теории австрийский юрист Г. Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. Поскольку государство является политической организацией власти и обладает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту волю выполнять. Для этого и был разработан такой инструмент, как право. Таким образом, так же как слово является материальной действительностью мысли, так и право является материальным воплощением воли государства. Причем процесс возникновения права происходил одновременно с процессом становления государства.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Право - это материально обусловленная и возведенная государством в закон воля народа, которая находит свое прямое воплощение, как в системе юридических норм, так и в системе реально существующих прав и обязанностей участников, регулируемых общественных отношении.

Признаки права. Под признаками права понимаются ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например: правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т.д.

Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосударственные структуры или общественные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, с ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общественных объединений, законодательная регламентация и контроль избирательных компаний, референдумов и т.д.). Говоря о связи права и политики важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится нелегитимной.

3. Регуляция социальных отношений. Представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности. Это относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.

Иногда выделяют и третью функцию права – воспитательную или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль представляют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от определенных действий.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия, как нормам права, так и нормам морали определяет общество и государство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право – это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль - это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

3. Право и мораль не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются, уполномоченными на их принятие, государственными органами.

4. Право и мораль не совпадают по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не совпадают по содержанию. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным, и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права, его лишают этих благ, ценностей, имущества и т.п.

3. НОРМЫ ПРАВА, ИХ СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ

Норма права – это государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Норма - это “первокирпичик” права, атомарная его частица.

Структура нормы права – это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: “ если..., то..., иначе...”. Непосредственно в такой формулировке нормы права могут и не встречаться, но данная внутренняя логическая схема обязательно подразумевается. Составные части нормы права определены следующими терминами: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция – это часть правовой нормы, указывающая, каким может быть или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция – это часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Обозначенные части правовой нормы могут быть простыми, сложными и альтернативными.

Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предписание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение только одного вида наказания за невыполнение предписаний.

Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматривают наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества).

Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых может быть применено.

Способы изложения норм права.

1. Прямой способ изложения заключается в том, что в содержание самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы.

2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание статьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования. Например, ст. 258 ГК РФ: ²При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 настоящего Кодекса².

3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет собой как бы незаполненный бланк, который ²заполняется² при обращении к другим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нормам и не указывает нормативного акта.

4. ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовой акт – это содержащий юридические нормы официальный документ, который создаётся в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: