double arrow

Рынок и экон-е функции государства


Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое развитие общества. На отдельных этапах эта роль носила приоритетный характер. Она ярко проявилась в конце XIX начале XX вв. Она актуальна и соврем-е общ-ве. Вместе с тем, следует уяснить, что эта роль носит не всеобъемлющий, а строго определенный характер. Так, в смеш-й экономике (все реально сущ-ие экон. сис-мы – смешанные), т.е. экон-ке основ-й на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, гос-ву отводится строго опред. роль. Это связано с тем, что рынок при всем его позитивном значении не является абсолютно идеальным механизмом. Он имеет как полож., так и отриц. черты. Хотя рын-й механизм и ведет к существ-му подъему экономики, однако сопровождается он и значительными спадами и кризисами, кот. могут отбросить обще-во в развитии далеко назад в свете определенных причин им же порожденных.

Поэтому вполне естественно, что гос-во стремится разработать механизм прогнозирования и програмиирования рынка, поскольку колебания на рынке не должны вести к разрушит-м послед-м в экон-ке.

Весьма важна и соц. поддержка со ст. гос-ва малоимущих, пенсионеров, безработных и др. катег-й населения. В прот-м случае в общ-ве возможны велики потрясения по прич. его поляризации, когда одни живут в роскоши, а другие в нищете. Однако, след-т иметь ввиду, что масштабы непоср. участия гос-ва в хоз-й жизни разных стран неодинаковы, зав-т от ряда фак-в конкр-х ист-х усл-ий, господ-й идеологии, наличии различных партий, стоящих у руля власти с различными платф. и т.д.

Место и роль гос-ва хоз-й жизни той или иной страны проявляется через его функции:

1. Обеспечение правовой базы и обществ-й атмосферы, способствующих эффект-му функционирванию рыночной системы. Реализация этой функции предполагает: а) оформл. прав-го статуса хозяйственных субъектов и разграничение разнообразных форм собственности, создание равных условий функционирования; б) формирование правового механизма рег-го соотношение гос-х, арендных, акцион-х, коллект-х, смеш-х и частных предприятий; в) гарантир. соблюдение контрактов и устан-е закон-х правил игры, регулир. отнош-я между предприятиями, поставщиками сырья и потребителями; г) введение стандартов измер-я весов и кач-во прод.; д) создание эффек-й ден-но-фин-й системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

2. Защита конкуренции. Связана с разработкой гос. антимоноп. мер. Существует 2 пути возд-я гос-ва на монополии:

а) установление контроля над ест-ми монополями через гос-е комиссии по регулир-ю цен и установл. стандартов на предост. услуги. Это отрасли связи, транспорта, произв-ва и снабж. эл-энергией, водоснабжение;

б) касается тех рынков, где высока степень развития конкуренции, и где регул-ие возможно через антитрест-ие законы.

3. Перераспределение доходов и выработка сис-мы мер соц. защиты. В усл-х действия рын-х отнош-й возникает нер-во в распред-ии доходов, поэтому гос-во стремится это нер-во уменьшить; осуществляет эксперименту задачу оно: а) через трансфертные платежи и пособия остро нуждающимся и пособия по безработице и б) через рын-е вмешательство путем модификации цен.

Трансферт – выплаты и льготы из общ-х фондов потребления.

Реализация данной ф-ции предполагает разработку след-х направл. гос-й политики:

1. дифф. подход к рзличн. слоям и группам населения в завис-ти от их соц-го полож-я, проф. подг-ки и трудосп-ти.

2. гарантии соц. защиты в законод-м эконом-м и прав-м отнош-ии.

3. сис-ма соц. защиты как на гос-м, так и на местном ур-нях.

4. обеспечение гарантии занятости на гос. ур-не.

Данные ф-издержки носят косвенный хар-р регул-я эк-ки сост. гос-ва. Главная задач – в том, чтобы не ущемить рынок, не погасить законы своб-го рынка, но есть и др. сторона регул-я рынка гос-вом. Здесь в центре внимания го-ва только те ф-ии, кот. не могут быть полноц-но выполнены уч-ками рынка. Они след-е:

1. стратегич. управление в рамках общ-ва через соц-но-экон-е прогнозир-е, оценку соц-но-экон-х послед-й НТП и долгосрочное планирование. Здесь гос. органы выполняют корд-ю роль, т.е. имеется гибкое взаимод-ие центра и экон-ки самост-х произв-й и регионов страны.

2. обеспечение устойч-ти вал-но-фин-й системы через монопольное гос. право эмиссии денег, гос-е гарантиров-е вкладчикам гос. банков и их сбережений.

3. создание и управление производ-й и соц-й инфраструктурой в ключевых отраслях: связь, транспорт, энергетика.

4. внешнеэкон-я деят-ть гос-ва, кот. должна строится на принц. избир-го протекц-ма, всемирного воздействия всеми видами экспорта и импорта, капиталов, предназначенных для целей структурной перестройки, модернизации и тенич. вооружении.

Предпочтение должно отдаваться прямым инвестициям, а также инвест. займам под конкретные самоокупаемые объекты.

Т.о. в условиях господства рын. экономики многообразие форм собств-ти и эконом-х субъектов экономическая роль гос-ва не исчезает, лишь измен-ся и демократ-я формы и методы роли.

К формам го. регул-я относятся разл-е регуляторы, стабилизаторы и соц-е компенсаторы. Весьма важна для общ-ва и такая форма, как сис-ма гос-го контроля, разраб-я экономические, жизненные и др. стандарты.

Когда речь идет о проблеме рынка и гос-ва, это не означает, что она реш-ся т.о., т.е. гос-во решает свои проблемы, рынок – свои.

Вопрос в том, что как и для кого производить, решает и гос-во, но решает оно эти вопросы на основного. рын. механизма.


Сейчас читают про: