Гос-во в командной и смешанной экон-ке

Не рыночная система экономики, созд-я в бывших СССР и по этой модели в ряде заруб-х стран имеет разные назв-я: экономика дефицита, административно-командная экономика, нетов-й социализм и т.д.

Представляется, что наиболее полно в системе не рын. экономики отвечает командно-административная. Экон-й основой анализируемой сис-мы явл. директивное планирование. Здесь определяющий центр – это единств. обладатель конечной истины. В экон. господствует обществ. или гос. собственность. Абсолютно централизованный эконом. план имеет развилку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и с/х.

В модели командной экон. гос-во пыталось игнорировать естественные экон. законы. В рез-те жкон. методы управл. подменялись методами административными. Гос-во жестко контролировало предприятия сверху, котор. были лишены хоз. самост-ти. Предприятия лишь в незнач. степени самостоятельности ориентировались на тербовнаия рынка, но эти требования не явл. определяющими. Сам рынок был весьма дефицитным. В рез-те сверхогосударствления затруднялась система ориентации экономики. Если успех самостоятельного предпринимателя опред-ся прибылью, товарного оценка деятельности гос. предприятия в команд. экон. дается вышестоящей организацией, подчин-ся еще более высокому звену власти. Центр задает все параметры хозяйственной деятельности и устанавливает цены, но т.к. оценка факторов, определяющих хозяйственную деятельность носит субъект. хар-р, то это приводило часто к неверным реш. в экономической деятельности.

Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра. Экономическая жизнь получает импульсы не из потребности реализации внутреннего самодвижения, как это происх. на рынке, а благодаря очередным «истор.» решениям. Практика показала, что невозможно точно распределить объемы производства десятком млн. продукции и распределить их в соответствии с реальным потреб-м. Директ. планир-е для предпр-й превращ-ся в администрирование, кот. противоречит законам экон. развития.

Отриц. черты гос. вмеш-ва в экон-ку командно-админ-й сис-мы заключ-ся именно в том, что это приводит к бюрократизации хоз-х и полит-х структур, сковывает экон. развитие.

Гос-я бюрократия для усиления своей позиции стремилась к усилению контроля, усиливая гос-е вмеш-во в экономику. В рез. оно получало огромные посреднические доходы за товарного, без чего можно было обойтись. А ведь эти доходы явл. своеобразным налогом на все общ-во. Когда гос. вмешательство в экономику переходит разумные границы, товарного оно блокирует механизм конкуренции, на ее место выдвигается гос. монополия. В рез-те всего этого гос. предприятия теряют стимулы к конкуренции и сокращению затрат. Поскольку гос. аппарат не только полностью контролировал выполн. законов и пользовался правилом «в порядке исключения», товарного это придавало ему огромную силу и создавало основы для его коррумпированности.

Команд.-админ. сис-ма ввиду постоянного дефицита не могла ф-вать без «черного рынка», т.е. теневой экономики. Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, которые использовались в корыстных личных или групповых интересах. Она включает в себя все неучтенные, нерегламентированные нормативными докум. и правилами хоз-я виды экон. деят-ти.

Структура тен-й экономики опред-ся след-м образом:

1. Криминальная экономика, включ-я экономическую и общеуголовную прест-ть.

2. Фиктивная экономика, т.е. офиц. экономика, выдающая фикт. рез-ты деятельности за реальные.

3. Неформальная экономика, базирующаяся на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющими офиц. установ. организ-ю экономических связей.

4. Нелегальная вторая экономика, сост. из незарег-х и запрещ. законом видов деятельности.

По нек-м оценкам общие доходы от теневой экономики достигали огромных размеров и составляли 20% валового годового национального продукта.

Основного. прич. сущ. в таких масштабах тен. экономики явл. отстутсвие собств-ти на ср-ва производства и сущ-е десятилетиями ком-но-админ-х методов управления.

Одним из гл-х факторов питающим тен-ю экономику явл-ся разрыв между ценами спроса потреб-ля и админ. ценами, с кот. связан дефицит и финанс. распред-х финанс-х рес-в.

Все перечсисл. и не только негат-е процессы ком-но-админ-й системы требует коренной реформы гос. институтов в экономике. В наст. время дебюрокр-информация идет в рамках разгос-я, в ходе чего пересм-ся истор. хоз. задач, включаемых в компет-ю гос. органов. Процесс разгос-ия (деэтатизация направлен., прежде всего в сокращ. хоз. ф-ий гос-ва и укрепл. рыночных рычагов.

Переход к нов. экономической сис-ме требует решений многих вопросов. Но как в этой новой системе выглядит взаимоотношение рынка и гос-ва? Здесьглавная цель гос-ва – опред-е макроэкономических задач. В условиях рынка всю информацию о направл. хоз-й деятельности производитель получает через сис-му цен на рес., тов. и услуги. В рез-те должен быть осущ. переход к сис-ме, где рынок регул. деятельность предприятий, а гос-во – функцион-е рынка, исходя из его собств. законов. Это означает миним. вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка в случае нежелательных для общества явлений, значительных отклонений от намеченной цели. Это вмешательство должно осуществляться через механизм гос-го регулирования. Важнейшей функцией гос-ва должно стать не распред. заданий, а целевая ориент-информация экон-я и соц-го развития на ближайшую и отдаленную перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: