Антиинфляционная политика

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую и социальную политику.

Так как от инфляции вообще нельзя, то различные государства ищут различные пути для ее ослабления. В развитых странах используется 2 направления антиинфляционного регулирования:

1. Пассивная адаптация. Здесь принимаемые меры ограничивают номинальные доходы населения и рост цен. Контроль зарплаты и цен принимает силу закона, сокращающего увеличение зарплаты и превышение верхней границы цен на товары, установленнх государством.

Принимаемые меры носят временный характер, поскольку длительная их реализация нарушает рыночный механизм.

2. Активная стратегия. Она педполагает систему мер, в конечном счете ведущих к спаду производства и снижению занятости и основана на: а) на существовании обратной связи между уровнем безработицы и уровнем инфляции. Закономерность следующая: если в экономике высокий уровень безработицы, то уровень цен низок, следовательно, невысокий уровень инфляции. Еси же уровень занятости увеличится, т.е. безработица уменьшится, то уровень цен начнет расти, следовательно, и инфляция растет; б) опирается на теорию естественного уровня безработицы. Суть ее в то, что сдерживание инфляции возможнопри поддержании безработицы на уровене 6-7%. В целом для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше естественного уровня.

Специфика инфляционных процессов предполагает дополнительные антиинфляционные меры стратегического тактического характера. Меры стратегического характера долговременные, связанные с формированием устойчивых рыночных структур нормально функционирующего рыночного хозяйства, ликвид-я дефицитных инфляционных ожиданий, насыщения рынка необходимым ассортиментом товаров.

Меры тактического характера рассчитаны лишь на уменбшение инфляционного напряженя: а) политика доходов на основе увязки темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посред-ве государства; б) наращивание предложения без адекватного повышения спроса; в) опред-ть с национальной денежной единицей.

Социальная политика государства

1. Сущность социальной политики государства. Доходы населения и ист. формирования.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений справедливости в обществе или в регулировании отношений как между социальными группами и слоями общества, так и внутри их, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, созданий социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Это составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного воспроизводства в целом. Поэтому соц-я политика гос-ва тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Под доходом понимается доля каждого класса, социальной группы или отдельного индивида в производственном продукте или услуге и присвоенное им. Иначе говоря, доход можно определить как общественную сумму денег заработанных или полученных в течение какого-либо периода. Величина доходов (уровень доходов) непосредсвенно связана с уровнем жизни индивида: материальной и духовной.

Понятие уровня жизни можно определить как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и степенью удовлетворения потребности людей в этих благах.

Набор необходимых для жизн-ти людей благ вкл. разл-е потребности, а именно: условия труда, образование, здравоохранение, качество питания, жилье и т.п.

Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой зарплаты, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номин-го, распол-го и реального дохода.

Номинальный доход это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход – который может быть использован на личное потребление и личное сбережение. Распол-й доход меньше номин-го дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которые можно купить за распол-й доход в течение определенного периода с поправкой на изменение уровня цен.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты из общественных фондов потребления (трансфертные платежи) или программ государственной помощи. За счет этих источников осуществляется: пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различные пособия и т.д. Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и зарплаты играет важнейшую роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.

При доминирующей роли зарплаты в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость и инициатива. В случае усиления роли выплат из трансфертных платежей происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, а также психология иждевенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через кредитно-финансовую систему, представляются в виде: а) выплат по государственному страхованию; б) банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам садово-огороднических товариществ на садовое строительство, приобретение техники и инвентаря; в) процентов по вкладам в сберкассах, начисленных по итогам года; г) доходов от увеличения стоимости ценных бумаг, выигр. и погашений по займам; д) выигрышей по лотереям; е) временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит; ж) выплат различного рода компенсаций.

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продаж вещей через комиссионные и скупочные магазины, с/х загот. и др. Однако, при общих принципах формирования доходов заработанных и полученных по каналам правительственных программ сохраняются и условия неравенства получения доходов, а значит, и уровня жизни различных слоев населения.

В условиях дифференциации доходов и уровня жизни возникает острая социальная проблема бедности. Очевидно, что возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать, как минимум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум. Он является порогом бедности, и все группы населения, живущие ниже порога бедности, находятся в нищете.

Какой же минимальный уровень благосостояния? Следует отметить, что прожиточный минимум, в отличие от биологического минимума, более динамичен и изменяется с развитием социально-экономической жизни общества.

Как показывает мировая практика, черта бедности пов-ся в значительной степени, за счет роста цен, и не отражает увеличение потребления.

Вторая проблема рыночной экономики – безработица. Безработица это не только экономические потери, но и социальная катастрофа. Она приводит к потере квалификации, потере самоуважения, упадку морального облика, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам. В такой ситуации в области регулирования занятости огр-я роль принадлежит государству.

Государственная активная политика занятости предусматривает разработку программ содействия занятости. Большинство программ занятости в развитых странах относится к определенным категориям населения. Программы содействия занятости можно разделить на следующие виды:

1. Общественные работы

2. Профессиональная подготовка для молодежи

3. Помощь безработным, не имеющим работы в течение длительного времени.

4. Стимулирование самозанятости и предпринимательства.

Первая программа общественных работ были сформирована в 30-х годах: в годы мирового экономического кризиса 1929-1933гг. в США. По характеру это были трудоемкие работы, не требующие высокой квалификации. Программы общественных работ нацелены на мобилизацию излиш. рабочей силы сельской местности для создания базовой инфраструктуры. Это строительство дорог, мелкие ирригационные работы, строительство дет-го жилья и школ, лесопосадка. В городах-прокладка тротуаров, покраска школ и больниц, работа в дневных детских садах.

Другой тип общественных работ ности социальный характер - это оплата муницип-ми властями услуг престарелым, инвалидам, уход за детьми, помощь в обслуживании больных и др.

Организация общественных работ для молодежи – промежуточный этап между завершением общего образования в школе и постоянной занятостью. Однако главное направление активной политики занятости – программы помощи в получении профессиональной подготовки и повышения квалификации.

2. Направления и источники социальной защиты населения.

Переход к рыночной экономике неизбежно ведет к усилению дифференциации доходов населения. Так как рынок не обеспечивает полной справедливости и равенства государство должно брать на себя заботу о проведении политики в области стабилизации доходов населения.

Общество оказывается перед проблемой реализации социального равенства. Идея социального равенства несет в себе критерий получения социальных благ индивидам, пропорционально его заслугам, однако, в общественном сознании часто складывается настроение уравн-ти, недооц-ки мер экономического принуждения к добросовестному труду и экономического поощрения за него, стремления возложить заботу за поднятие социальной справедливости на государство.

Общество сейчас стоит перед выбором понимания механизма реализации социальной справедливости. Ведь, как показывает материальный опыт, принцип «всем поровну» приводит к равенству в нищете. Поэтому общество должно выявлять и стимулировать способного человека, создавать возможность каждому трудоспособному индивиду определять свое личное благосостояние.

Решение проблемы поддержания социальной справедливости предполагает контроль над доходами и прогрессирующее налогообложение кр-х доходов, наследств, дарений, ликвидации всех видов нат-х привилегий.

Социальная защищенность включает в себя систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и потери или резкогосударство сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т.д., а также предоставляющее медицинские услуги и пособия семьям с детьми.

Система социальной защиты населения РБ на период перехода к рынку должна строиться на принципах:

1. Всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демократическим слоям и группам населения.

2. Интеграция в единую систему гарантий защиты на всех уровнях в меж-м, рег-м и на ур-не предприятий.

3. Надежность рес-го обеспечения.

4. Гибкость системы социальных гарантий, при этом система социальных гарантий для активных групп населения должна реализовываться через предоставление условий для повышения своего благосостояния за счет личных тр., экономической самостоятельности и предприимчивости в предпринимательстве.

Для наименее защищенных слоев населения и ограниченно трудоспособных членов общества необходима специальная программа, направленная на предотвращения падения уровня жизни и гарантирующая преимущества при польз-ти общ-ми фондами потребления, получении социальных выплат и снижения налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: