Прибыль от реализации продукции формируется под влиянием следующих факторов:
· объема реализации;
· себестоимости реализованных изделий;
· продажных цен на реализованную продукцию;
· сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.
Пусть q – количество реализованной продукции, р – цена, с – себестоимость, Р – прибыль от реализации продукции.
Таблица 15
Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Показатели | Базисный период | Реализация отчетного периода в базисной цене и себестоимости | Отчетный период |
1.Выручка от реализации продукции | ∑q0р0 | ∑ q1р0 | ∑q1р1 |
2.Себестоимость реализованной продукции | ∑q0c0 | ∑q1c0 | ∑q1c1 |
3.Прибыль от реализации продукции | Р0 | Р1;0 | Р1 |
Этапы анализа:
1. Изменение прибыли за счет отпускных цен на продукцию:
∆Рр= ∑q1р1 - ∑ q1р0 (37)
2. Изменение прибыли за счет изменения объема продукции в оценке базисной себестоимости.
|
|
∆Рк1=Р0К1- Р0= Р0 *(К1- 1), (38)
где К1 = ∑q1c0
∑q0c0
– коэффициент изменения объема реализованной продукции в
оценке по базисной себестоимости.
3. Изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме реализации:
∆Р(к1, к2) =Р0К2- Р0К1= Р0 *(К2 - К1), (39)
∑q1р0
где К2 = ∑q0р0
– коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по отпускным ценам.
4. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости:
∆Рс= ∑q1c1 - ∑q1c0 (40)
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации Таблица 16
Исходные данные для факторного анализа прибыли
от реализации тыс. руб.
Показатель | Предыдущий год | Данные предыдущ. года, пересчитанные на объем продаж отчетного года | Отчетный год |
1.Выручка от реализации (В) | q 0р0= 3985302,13 | q1р0 = 4074485,65 | q1р1= 4732924,12 |
2. Полная себестоимость реализованной (С) | q0c0= 2142138,56 | q1c0= 2190075,57 | q1c1= 2817568,72 |
3. Прибыль от реализации (Р) | 1843163,57 | 1884410,08 | 1913553,56 |
Сумма прибыли при фактическом объеме реализации, но при базовом уровне себестоимости и цены, находится следующим образом:
q1р0 - q1c0 = 4074485,65 - 2190075,57 = 1884410,08 тыс. руб.
Сумма прибыли от реализации в отчетном году увеличилась на 70389,99 тыс. руб.: ∆Р = Р1 –Р0 = 1913553,56 - 1843163,57 = 70389,99 тыс. руб.
Рассчитаем, сколько прибыли могло бы получить при фактическом объеме реализации и цене, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
q1р1 - q1c0 = 4732924,12 - 2190075,57 = 2542848,55 тыс. руб.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 17.
|
|
Таблица 17
Расчет влияния факторов первого уровня
на изменение суммы прибыли от реализации
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс. руб. | ||
Объем продаж | Цены | Себестоимость | |||
Р0 | to | to | to | B0 – С0 | 1843163,57 |
Русл1 | t1 | to | to | П0 * Крп | 1884410,08 |
Русл2 | t1 | t1 | to | B1 - Сусл | 2542848,55 |
Р1 | t1 | t1 | t1 | B1 – С1 | 1913553,56 |
По данным табл. 2.36 можно определить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:
· объема реализации
∆Рq = Русл1 – Р0 = 1884410,08 - 1843163,57 = 41246,51 тыс. руб.;
· цены реализации
∆Рp = Русл2 - Русл1 = 2542848,55 - 1884410,08 = 658438,47 тыс. руб.;
· себестоимости реализованной
∆РС = Р2002 - Русл2 = 1913553,56 - 2542848,55 = -629294,99 тыс. руб.
Итого ∆Р = ∆Рq +∆Рp +∆РС = 70389,99 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли произошло в основном за счёт увеличения объема реализации и цены реализации. Это увеличение было бы больше, если бы не рост себестоимости реализованной продукции на 675430,16 тыс. руб., что и привело к сокращению прибыли на 629294,99 тыс. руб.