double arrow

Методика анализа прибыли от реализации продукции


Прибыль от реализации продукции формируется под влиянием следующих факторов:

· объема реализации;

· себестоимости реализованных изделий;

· продажных цен на реализованную продукцию;

· сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.

Пусть q – количество реализованной продукции, р – цена , с – себестоимость, Р – прибыль от реализации продукции.

Таблица 15

Факторный анализ прибыли от реализации продукции

  Показатели   Базисный период Реализация отчетного периода в базисной цене и себестоимости   Отчетный период
1.Выручка от реализации продукции   ∑q0р0   ∑ q1р0   ∑q1р1
2.Себестоимость реализованной продукции   ∑q0c0   ∑q1c0   ∑q1c1
3.Прибыль от реализации продукции   Р0   Р1;0   Р1

Этапы анализа:

1. Изменение прибыли за счет отпускных цен на продукцию:

∆Рр= ∑q1р1 - ∑ q1р0 (37)

2. Изменение прибыли за счет изменения объема продукции в оценке базисной себестоимости.

∆Рк10К1- Р0= Р0 *(К1- 1), (38)

где К1 = ∑q1c0

∑q0c0

– коэффициент изменения объема реализованной продукции в

оценке по базисной себестоимости.

3. Изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме реализации:

∆Р( к1, к2 ) 0К2- Р0К1= Р0 *(К2 - К1), (39)

∑q1р0

где К2 = ∑q0р0

– коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по отпускным ценам.

4. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости:

∆Рс= ∑q1c1 - ∑q1c0 (40)

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации Таблица 16

Исходные данные для факторного анализа прибыли

от реализации тыс. руб.

  Показатель Предыдущий год Данные предыдущ. года, пересчитанные на объем продаж отчетного года Отчетный год
1.Выручка от реализации (В) q 0р0= 3985302,13 q1р0 = 4074485,65 q1р1= 4732924,12
2. Полная себестоимость реализованной (С)   q0c0= 2142138,56   q1c0= 2190075,57     q1c1= 2817568,72
3. Прибыль от реализации (Р)   1843163,57   1884410,08   1913553,56

Сумма прибыли при фактическом объеме реализации, но при базовом уровне себестоимости и цены, находится следующим образом:

q1р0 - q1c0 = 4074485,65 - 2190075,57 = 1884410,08 тыс. руб.

Сумма прибыли от реализации в отчетном году увеличилась на 70389,99 тыс. руб.: ∆Р = Р1 –Р0 = 1913553,56 - 1843163,57 = 70389,99 тыс. руб.

Рассчитаем, сколько прибыли могло бы получить при фактическом объеме реализации и цене, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из факти­ческой суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

q1р1 - q1c0 = 4732924,12 - 2190075,57 = 2542848,55 тыс. руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 17.

Таблица 17

Расчет влияния факторов первого уровня

на изменение суммы прибыли от реализации

Показатель прибыли     Факторы Порядок расчета     Прибыль, тыс. руб.    
Объем продаж Цены Себесто­имость
Р0 to to to B0 – С0 1843163,57
Русл1 t1 to to П0 * Крп 1884410,08
Русл2 t1 t1 to B1 - Сусл 2542848,55
Р1 t1 t1 t1 B1 – С1 1913553,56

По данным табл. 2.36 можно определить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

· объема реализации

∆Рq = Русл1 – Р0 = 1884410,08 - 1843163,57 = 41246,51 тыс. руб.;

· цены реализации

∆Рp = Русл2 - Русл1 = 2542848,55 - 1884410,08 = 658438,47 тыс. руб.;

· себестоимости реализованной

∆РС = Р2002 - Русл2 = 1913553,56 - 2542848,55 = -629294,99 тыс. руб.

Итого ∆Р = ∆Рq +∆Рp +∆РС = 70389,99 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли произошло в основном за счёт увеличения объема реализации и цены реализации. Это увеличение было бы больше, если бы не рост себестоимости реализованной продукции на 675430,16 тыс. руб., что и привело к сокращению прибыли на 629294,99 тыс. руб.


Сейчас читают про: