double arrow

Анализ состава и структуры прибыли

Состав и динамика показателей прибыли за 2 года представлены в табл. 2.33. Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что выручка от реализации товарной продукции возросла на 709512,38 тыс. руб., т.е. на 17,37 %, и составила в отчетном году 4793866,21 тыс. руб. Прибыль до налогообложения снизилась на 61316,62 тыс. руб. и составила в отчетном году 1549750,21 тыс. руб.

Это явилось результатом действия следующих факторов:

1. Прибыль от реализации товарной продукции возросла на 53889,38 тыс. руб., т.е. на 2,87%, и составила 1933170,21 тыс. руб. Это произошло благодаря увеличению выручки от реализации на 747621,99 тыс. руб., т.е. на 18,76%, в том числе за счет: увеличения объема добычи в 2002 году на 40,243 тыс. тонн, и увеличения цены одной тонны на 358,1 руб.;

2. Себестоимость товарной продукции увеличилась на 29,7%, т.е. на 655623 тыс. руб. и составила в отчетном году 2860696 тыс. руб. Увеличение затрат на производство связано как с удорожанием стоимости топливно-энергетических ресурсов, материалов и услуг, так и со значительным увеличением объемов выполняемых работ.

3. Произошло увеличение убытка от прочей реализации на 32740 тыс. руб.

4. Коммерческие расходы существенно снизились (на 92,4%), что, безусловно, положительно повлияло на размер полученной балансовой прибыли.

5. Произошло увеличение прочих операционных и внереализационных расходов.

Показатели рентабельность товарной продукции и рентабельности продаж снизилась на 20,99% и 18,05% соответственно.

Рассмотрим методику факторного анализа прибыли от реализации продукции. Именно прибыль от реализации продукции представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и обращения. Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Основную часть прибыли получает от реализации (табл. 14 )

Таблица 14

Состав и динамика показателей прибыли, тыс. руб.

Показатель   Предыду-щий год   Отчетный год   Отклоне ние (+ , -) Темп роста %
1. Выручка от реализации товарной продукции   4084353,83   4793866,21   709512,38   117,37
2. Полная себестоимость товарной продукции         129,7
3. Прибыль от реализации товарной продукции   1879280,83   1933170,21   53889,38   102,87
в том числе: выручка от реализации   3985302,13   4732924,12   747621,99   118,76
полная себестоимость   2142138,56     2817568,72   675430,16   131,5
прибыль от реализации т   1843163,57   1913553,56   70389,99   103,82
4. Выручка от прочей реализации 112,6
5. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг         120,8
6. Прибыль (убыток) от прочей реализации   -39321   -72061   -32740   -
7. Коммерческие расходы (по ф.№2)       -5377   7,6
8. Прибыль от реализации 1834137,83 1860664,21 26526,38 101,45
9. Прочие операционные доходы -20691 47,7
10. Прочие операционные расходы -15540 93,3
11. Внереализационные доходы 215,7
12. Внереализационные расходы 263,3  
13. Прибыль до налогообложения 1611066,83   1549750,21 -61316,62 96,19
14. Налог на прибыль (24%) 386656,04 371940,05 -14715,99 96,19
15. Чистая прибыль 1224410,79 1177810,16 -46600,63 96,19
16. Рентабельность товарной продукции, %   52,11   41,17   -10,94   79,01
17. Рентабельность продаж, %   29,98   24,57   -5,41   81,95

Сейчас читают про: