double arrow

Концепция социального конфликта. Концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883) По его мнению


Концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883) По его мнению, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.

В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.

В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни. Впервые появляются такие методы исследования, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др.

Рисунок 1. Подходы к пониманию социального конфликта




По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Однако в какой-то мере интересы совпадают, что дает основу для достижения социального консенсуса.

Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ.

Эти положения послужили основой для выделения теории конфликта, как самостоятельной области социологии. Это было достигнуто благодаря достижениям двух ученых: немецкого социолога Ральфа Дарендорфа и американского социолога Льюиса Козера .

Дарендорф рассматривает конфликт как главную категорию социологии и выделяет теорию конфликта. Согласно этой теории, наличие конфликта — это естественное состояние общества, отсутствие его, является чем-то ненормальным. А само общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты служат одним из источников изменения и сохранения общественной системы, благодаря порождаемыми ими позитивными изменениями. В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются неэкономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения революционных методов, характерных для XIX в. Основные работы Дарендорфа: «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988).



Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л. Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. В качестве источника конфликта он выделял дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа. Главную задачу конфликтологии он определял как разработку рекомендаций по ограничению негативных и использованию конструктивных функций конфликта. Эти положения стали теоретическим фундаментом современной конфликтологии.

Т.о. конфликт исследуется с разных позиций многими науками, а конфликтология, обобщая, интегрируя их выводы, является наукой, находящейся на стыке философии, социологии, психологии, юриспруденции и ряда других наук. Конфликтология поэтому является комплексной дисциплиной, что требует соответственного подхода к ее изучению.







Сейчас читают про: