double arrow

Организация транспортного хозяйства

Транспортные операции являются неотъемлемой частью технологического процесса изготовления продукции. Рациональная организация заводского транспорта служит важной предпосылкой высокой производительности труда работников, занятых в основном производстве, и ритмичности производства.

Цель системы транспортного хозяйства – своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели служит сведение до минимума доли транспортных расходов
в себестоимости готового продукта.

Основные функции системы транспортного хозяйства:

→ обеспечение производственного процесса всеми видами транспортных средств;


→ передвижение грузов в соответствии с требованиями производственного процесса;

→ эффективное использование транспортных средств и погрузочно-разгрузочных операций;

→ снижение себестоимости транспортных операций;

→ планирование транспортных операций;

→ поддержание транспортных средств в исправном состоянии и др.

Система транспортного хозяйства имеет двухуровневую структуру: на уровне предприятия создается транспортный цех, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков. Структура внутризаводского транспорта зависит от объема и типа производства, характера выпускаемой продукции, дифференциации технологического процесса, состава цехов и их территориального расположения.

Транспорт предприятия подразделяется на различные виды (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Классификация транспорта промышленного предприятия

Классификационный признак Вид транспорта Пример, характеристика
Назначение и вид транспортных средств железнодорожный поезда, вагоны и др.
речной теплоходы, баржи и др.
автомобильный грузовой и легковой транспорт и др.
авиационный самолеты, вертолеты различных видов и др.
механический краны, кранбалки, конвейеры и др.
трубопроводный трубопроводы, сети и др.
По принципу действия периодического действия (прерывного) рельсовый, безрельсовый, подъемно-транспортные средства
непрерывного действия конвейерные устройства, гравитационные спуски, специальные средства
По направлению перемещения грузов горизонтальный рельсовый, автотранспорт и др.
наклонный скаты, склизы, желоба
вертикальный подъемники
горизонтально-вертикальный краны, погрузчики
По сроку действия постоянный длительного действия
временный на ограниченный отрезок времени
По видам выполненных работ внешний перевозка груза за пределы предприятия (ввоз, вывоз)
внутренний: межцеховой внутрицеховой   перевозка между цехами на территории предприятия; перемещение предметов труда между рабочими местами и др. по ходу технического процесса

Базой для определения объема работ, выполняемых различными видами транспорта на предприятии, служит суммарная величина грузопотоков или общий грузооборот предприятия. Грузопотоком называется количество грузов
(в тоннах, кубических метрах, штуках), перемещаемых за единицу времени (час, сутки, месяц, квартал, год) по заданному направлению или через определенный пункт. Сумма всех грузопотоков, осуществляемых внутризаводским транспортом, составляет грузооборот предприятия.

Основой для рациональной организации межцеховых и внешних грузопотоков предприятия и планирования работы транспорта предприятия является диаграмма грузопотоков, то есть графическое изображение в соответствующем масштабе данных шахматной ведомости на схеме генерального плана предприятия. Шахматная ведомость представляет собой таблицу, по вертикали которой перечислены отправители (поставщики), а по горизонтали – в том же порядке указаны цехи, склады и др. – получатели. Сумма итогов граф и строк по всем цехам и складам составляет величину внутризаводского грузооборота (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Пример шахматной ведомости (таблицы) грузооборота предприятия

Отправители Получатели
Склад материалов Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3 Всего отправлено
Склад материалов       2 000
Цех № 1 2 000 8 000 10 000
Цех № 2      
Цех № 3      
Всего по предприятию 1 700 2 700 8 600 13 000

Шахматные таблицы вместе с планировкой цехов и генеральными планами предприятий служат для построения схем (диаграмм) грузопотоков. Схема грузопотоков предприятия строится применительно к наличным либо проектируемым путям. На диаграмме грузопотоки изображаются в виде линий, ширина которых пропорциональна их величине (тоннажу или объему перевозки). Конфигурация линий соответствует трассе перемещения грузов. Различные грузы обозначаются на схеме установленными знаками или цветами (рис. 5.7).

Схема грузопотоков позволяет определить степень их рациональности, обеспечить прямолинейность и наметить кратчайшие пути движения грузов.
С помощью схемы грузопотоков и ведомости грузооборота выявляются нерациональные перевозки, и обеспечивается прямоточность движения грузов, степень стабильности перевозок.

Транспортировка грузов возможна по разовым и постоянным маршрутам. Разовые маршруты (по неповторяющимся требованиям – заказам) характерны для индивидуального и мелкосерийного производства. Они, как правило, носят случайный характер как по направлению, так и по величине перевозимых грузов.

 
 


Рис. 5.7. Фрагмент схемы грузопотоков

Для массового и крупносерийного производства характерны постоянные маршруты с твердым расписанием перевозок и, как правило, по нормальной системе маршрута.

Различают две основные системы маршрутов перевозки грузов:

1. Маятниковая система. Применяется при перевозке грузов между двумя пунктами. Маршруты в этом случае могут иметь следующие варианты:

а) односторонние (порожняком в одну сторону):

 
 


б) двусторонние (грузы транспортируют в обоих направлениях):

       
 
 
   


в) веерные (одновременная доставка грузов разным потребителям):

       
 
   
 


2. Кольцевая система. Применяется при обслуживании многих пунктов, при этом осуществляют последовательную перевозку грузов от одного потребителя к другому с последующим обязательным возвращением транспортных средств в исходный пункт. Различают следующие варианты:

а) равномерный грузопоток

 
 


б) возрастающий грузопоток (сборочный)

 
 


в) затухающий грузопоток (развозочный)

 
 

Оптимальное количество транспортных средств определяется принятой системой обслуживания. Заключительным этапом организации работы внутризаводского транспорта является составление сменно-суточного задания, расписания и графика работы транспорта. В массовом и крупносерийном производстве составляют графики работы транспорта.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: