double arrow

Антидемократический


Подформой правленияобычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве, поэтому все государства подразделяются на монархии и республики. В монархии (от греч. monarchia – единовластие) высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – наследного правителя, монарха (царя, короля, императора и т.п.). История знает монархию абсолютную (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена) и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется другой высший орган (например, парламент[4]). Роль монарха в таком государстве номинальна[5], ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом (типичный пример – Великобритания). В современном мире неограниченные монархии крайне редки, к ним относятся, например, Саудовская Аравия, Оман, Катар. Ограниченная монархия представлена более широко, в частности в Бельгии, Дании, Испании, Швеции, Японии и других странах.

Вреспублике (от лат. res publica – общественное дело) все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Различают две основные формы республики: парламентскую и президентскую.




В президентской республике избираемый населением президент[6] является и главой государства и главой правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом. Выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности (так называемый импичмент[7]). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления, а также Аргентина, Мексика, Финляндия и другие страны.

В парламентской республике президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим только представительские, церемониальные функции (участие в аккредитовании[8] иностранных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Выборный парламент формирует и контролирует правительство и вправе выразить ему недоверие, что ведет к отставке правительства. Парламентская республика существует в Австрии, Германии, Италии и ряде других государств.

В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом и т.д.). К таким странам относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.



Форма государственного устройства(т.е. территориальная организация государства) определяет, из каких частей состоит территория данного государства и каково их правовое положение. С этой точки зрения различают унитарное (простое) и федеративное (сложное) государство. Унитарное[9] государство – это единое государство, территория которого непосредственно делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве создается единая централизованная структура государственного аппарата, власть которого распространяется на всю территорию государства, т.е. имеется один парламент, один президент, одно правительство. В таком государстве существует единое законодательство, единое гражданство, единые налоги. Унитарными государствами являются, например, Греция, Польша, Португалия.

Федеративное[10] государство – это сложное, союзное государство, в состав которого входит несколько государств или государственных образований – членов федерации. Члены федерации (штаты, земли, республики) имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерация имеет две системы органов государственной власти – федеральные органы, власть которых распространяется на всю территорию федерации, и органы власти членов федерации. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия и др.



В отличие от федерации конфедерацияэто объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерацию государства обычно объединяются для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических). Объединение нескольких государств в конфедерацию не приводит к образованию нового государства. Например, до 1848 г. конфедерацией была Швейцария. Российская Федерация входит сегодня в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), которому присущи некоторые черты конфедерации.

Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами, с помощью которых осуществляется государственная власть. Различают два вида политических режимов – антидемократический и демократический.

К антидемократическимотносятся тоталитарный и авторитарный режимы. Тоталитарныйполитический режим, или тоталитаризм (от лат. totalis – весь, полный), характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, господством одной идеологии, репрессиями[11] в отношении оппозиции[12] и инакомыслящих. Одной из форм тоталитаризма является фашистский режим, основой которого является идея превосходства одной нации или расы над другими.

Авторитарныйполитический режим, или авторитаризм (от лат. auctoritas – власть, влияние), является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Государство уже не осуществляет полного контроля над обществом. Например, в экономической сфере допускается частная собственность, разрешается предпринимательская и коммерческая деятельность частных лиц. Как правило, при авторитарном режиме происходит установление диктатуры, т.е. власти одного лица или группы лиц. Такой режим был, например, установлен в сентябре 1973 г. в Чили, когда в результате военного мятежа к власти пришел генерал Пиночет (являлся главой государства до 1990 г.). Авторитарный режим Франко существовал в Испании с 1939 по 1975 г.

Политический режим не остается неизменным. Многие страны в XX в. осуществили переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократическому режиму (Германия, Ита­лия, Испания, Греция, Чили и др.).

Демократическийрежим (от греч. demos – народ и kratos –власть) предполагает:

• признание за гражданами широких прав и свобод;

• легально действующие оппозиционные партии;

• формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на выборах, и т.д.

Демократическим является государство, которому присущи следующие основные черты.

Народ является источником власти в обществе. Это означает, что он:
• либо непосредственно участвует в разработке и принятии законов путем их открытых обсуждений, одобрения на референдумах и т.д. (прямая демократия); • либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их (представительная демократия).

• Подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений (вместе с тем уважение прав меньшинства иметь и отстаивать свое мнение).

Выборность основных органов государства на основе всеобщего равного избирательного права.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Идея правового государства зародилась еще в древности. На протяжении столетий мыслители отстаивали гуманистические взгляды, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон. Позднее в работах политологов, социологов, юристов речь шла уже не только о чертах и признаках правового государства, но и об условиях его формирования. Становление и развитие первых правовых государств относятся к XVIII-XIX вв. Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 г., Конституция Франции – в 1791 г. Движение к правовому государству началось и в сегодняшней России.

Правовое государствоэто такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Из этого определения вытекают следующие основные принципы правового государства:

- господство права, верховенство закона в обществе;

- равенство всех перед законом и независимым судом;

- приоритет[13] прав и свобод человека в обществе;

- взаимная ответственность гражданина и государства;

- легитимность власти в обществе;

- разделение властей.

Правовое государство характеризуется господством права, верховенством закона, равенством всех перед законом и судом. Это означает следующее:

* только закон (а не отдельные лица или ведомства) определяет жизнь общества;

* законы страны являются обязательными не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц;

* суд должен быть независим от какого-либо влияния государственных или общественных структур.

Одной из важнейших задач государственной власти в правовом государстве является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности – гражданских, политических, экономических, социальных, культурных.
Но права человека неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т.д. Граждане, не выполняющие свои гражданские обязанности, справедливо подвергаются принуждению или наказанию. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, су­дебное обжалование действий должностных лиц и т.д.

Легитимной[14] считается прежде всего власть:

• сформированная путем демократических выборов;

• эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе;

• признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне. Все ветви власти должны быть разграничены, разделены. Это означает, что государственные органы действуют в рамках своей компетенции[15], не подменяя друг друга, устанавливаются взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.







Сейчас читают про: