double arrow

Источники права, нормативные акты, их виды и действие

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму.

Под источниками права обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Это, прежде всего акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Но источником права может быть не любой государственный правовой акт, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, т.е. представляет собой нормативный акт. Например, Указ о награждении орденом конкретного лица не является источником права, так как не содержит юридических норм, а Положение о каком-либо ордене содержит общее правило, указывает, в каких случаях, за какие заслуги может вручаться эта награда, и поэтому является нормативным актом. Приведем другой пример. Правила приема в ВУЗ – это нормативный акт, а приказ ректора о зачислении в вуз – индивидуальный акт.

Источниками права являются также обычай и договор.

Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе. Например, в Кодексе торгового мореплавания РФ указано, что погрузка и разгрузка судов осуществляется в порядке, обычно принятом в соответствующем порту.

Договор является источником права, прежде всего, в международном праве. Во внутреннем праве страны договор тоже может быть источником права, например Федеративный договор в России, подписанный 31 марта 1992 г.

В некоторых странах источником права является судебный прецедент[31]. Это значит, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, является правилом для разрешения подобных случаев на будущее. Таким образом, судебное решение становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Наибольшее распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В России прецеденты официально не используются, и суды не имеют права ссылаться на них в своих решениях.

Наиболее важными для нас являются нормативные акты. Нормативный акт – это юридический документ, с помощью которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Закон это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы (принимаются Федеральным Собранием) и законы субъектов Федерации (принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации). Закон также может быть принят непосредственно народом путем референдума (всенародного голосования).

Федеральные законы по своему значению делятся на:

основной закон – это Конституция РФ (положения Конституции первичны по отношению ко всем другим нормам);

федеральные конституционные законы, принятие которых специально предусмотрено в Конституции (например, Закон РФ
«О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля
1994г.);

текущие (обыкновенные) федеральные законы, которые регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

К нормативным актам субъектов Федерации (они не должны противоречить федеральным законам и действуют на соответствующей территории) относятся конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, законы субъектов РФ (например, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы).

Подзаконные акты разрабатываются на основе законов и должны им соответствовать. К подзаконным актам относятся:

1) указы Президента РФ (содержащие нормы права);

2) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания –Государственной Думой и Советом Федерации;

3) постановления Правительства РФ;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и других ведомств.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПО ТЕРРИТОРИИ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Правовые нормы действуют: 1) во времени; 2) в пространст­ве; 3) по кругу лиц.

По времени:

-с неопределенным сроком действия;

- с определенным сроком действия;

- без обратной силы (как правило);

- с обратной силой (очень редко).

По территории:

- общефедеральные;

- субъектов Федерации;

- местные;

- для определенных территорий.

По кругу лиц:

- для всех граждан;

- для ограниченного круга лиц.

Действие во времени связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы. Законы в России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных из­даниях. Публикуются законы по истечении семи дней со дня их принятия. В некоторых случаях в самом законе указывается дата введения в действие его норм. Постановления и распоряжения Правительства России вступают в силу с момента их принятия, если в самом нормативном акте не указано иное.

Прекращается действие нормативного акта с момента отмены его последующим актом либо с истечением срока, на который он был издан. Обычно действует правило: «закон обратной силы не имеет», т.е. нормативный акт применяется к тем действиям, которые совершены после его издания, и не распространяется на факты и ситуации, имевшие место до его вступления в силу.

Действие нормативного акта распространяется на определенную территорию и зависит от того, каким органом он издан. В связи с этим содержащиеся в нормативных актах нормы права можно подразделить на следующие:

а) общефедеральные нормы (действуют на всей территории РФ);

б) нормы субъектов РФ (действуют на территории данного субъекта Федерации);

в) местные нормы (действуют на территории одного района, города);

г) нормы, действующие на определенной территории (например, в районах Крайнего Севера и др.).

Круг лиц, подпадающих под действие правового акта, зависит от его целей и назначения и обычно или прямо оговаривается в акте, или ясно очерчивается его содержанием. По этому признаку можно выделить:

1) нормы, действие которых распространяется на всех граждан;

2) нормы, действие которых распространяется на ограниченный круг лиц (например, только на пенсионеров, военнослужащих, работников определенной отрасли).

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Для того чтобы легче было ориентироваться в законодательстве, его систематизируют.

Систематизация законодательства это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные. Имеются два основных способа систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация[32] - это объединение действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. Такая систематизация может проводиться по различным признакам, например:
* по хронологии, когда акты располагаются соответственно времени их принятия; * по субъектам, когда акты располагаются соответственно органам, их принявшим; * по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, культура, социальное обеспечение и т.д.).

Кодификация(от лат. codex – книга + facere – делать) – это систематизация законов государства по отдельным отраслям права, завершающаяся созданием кодексов. При этом осуществляется глубокая и всесторонняя переработка действующего законодательства. В результате появляются укрупненные законодательные акты, например Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и др.

В настоящее время продолжается работа над Налоговым кодексом, который должен заменить большое число налоговых законов. Кодификация связана с системой права, хотя полностью с ней не совпадает.


Сейчас читают про: